Найти тему
Открытый Город

Лев Бакст. Дом Бака в лицах

Автопортрет. Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст), 1893
Автопортрет. Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст), 1893

Пришло время – и работы этого художника стоили дороже, чем картины Матисса, а когда-то ему нечем было платить за квартиру. Писали, что «им пьян весь Париж», но с приходом большой славы он не утратил добросердечность, весёлость и искренность. В воспоминаниях единомышленников (например, у Александра Бенуа) он – Лёвушка. В истории искусства – он ярчайший художник с мировым именем, дизайнер, декоратор, новатор и символ целой эпохи. А ещё его имя звучит, когда рассказывают про историю доходного дома Бака.

Кирочная,24. Дом Бака
Кирочная,24. Дом Бака

В городе много адресов, связанных с петербургским периодом Леона Бакста. Недавно даже анонсировалось, что дворик Кирочной, 14 превратится в рекреационную зону имени художника. В доме Бака, на Кирочной,24, Бакст жил с 1906 года по 1910. В это время он написал знаменитые портреты, там шла подготовка к дягилевским "Русским сезонам".

Портрет С. П. Дягилева с няней. Л.С. Бакст,  1906
Портрет С. П. Дягилева с няней. Л.С. Бакст, 1906

Своим опытом позирования Баксту делился писатель Андрей Белый: «Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлен до экстаза! Для этого он привозил из редакции журнала «Мир искусства» своего приятеля, съевшего десять собак по части умения оживлять и рассказывать умные истории и анекдоты, тогда хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне, схватившись за кисть».

Портрет Андрея Белого. Л.С. Бакст,  1905
Портрет Андрея Белого. Л.С. Бакст, 1905

Есть несколько версий, какую квартиру занимал Бакст. Однако в переписке и документах о доме за 1909 упоминается квартира под номером 6. Не самая роскошная, но шестикомнатная квартира, с кухней, ванной, передней, людской и двумя ватерклозетами, соответствующая выросшему уровню комфорта начала столетия. Мастерская с большим окном находилась в фасадной части дома на шестом его этаже. Гостями туда захаживали Марк Шагал и Валентин Серов.

Дом Бака. Фасад.
Дом Бака. Фасад.

Но работать Лев Бакст любил в одиночестве и был из тех художников, которым необходим порядок. Он говорил: «беспорядок мешает работе. Когда все в порядке, то и мысли в порядке и работа спорится. А вы сами знаете, в театральном деле необходима быстрота и срочность».

Лестница и витраж в парадной
Лестница и витраж в парадной

Нет исчерпывающего ответа, каково происхождение творческого псевдонима художника. Возможно, Бакст - сокращённый вариант от Бакстер, девичьей фамилии его бабушки по материнской линии. Под этим именем прошла его первая выставка в 1889 году. Настоящее имя - Лейб-Хаим Израилевич Розенберг. С ним будущий художник родился в ортодоксальной еврейской семье в западных пределах Российской империи - в городе Гродно. Семья довольно быстро после его рождения переехала в Петербург.

Воздушная галерея дома изнутри
Воздушная галерея дома изнутри

Большое влияние на него оказал дедушка, живший в роскошной квартире на Невском проспекте буквально в паре шагов от Зимнего дворца. Дедушка долгое время прожил в Париже, был эксклюзивным портным и успешным купцом. Полная предметов искусства с большим вкусом обставленная квартира будила в мальчике эстетическое чувство. Художественные способности рано в нём проявились и находили поддержку со стороны дедушки. Он оформлял декорации для домашних спектаклей, рано начал рисовать.

Воздушная галерея снаружи
Воздушная галерея снаружи

Его отдали на обучение в 6-ю Санкт-Петербургскую гимназию на Театральной улице (сейчас – это улица Зодчего Росси). Затем вольнослушателем он поступил в Академию художеств. Полностью обучение он не прошёл, так как его метод и творческие устремление были далеки от строгих академических канонов.

Бакст знакомится с Александром Бенуа, основателем «Мира искусства», и вступает в объединение. Начинает выходить «Мир искусства». Бакст отвечает за его оформление. Именно он нарисовал орла – эмблему «Мира искусства», объясняя так: «Мир искусства» выше всего земного, у звезд, там царит надменно, таинственно и одиноко, как орел на вершине снеговой».

-9

Также Бакст давал частные уроки по рисованию. С ним занимались дети великого князя Владимира Александровича и Марк Шагал.

Для театра Бакст захотел рисовать после встречи с Петром Ильичом Чайковским на репетиции в Мариинском театре. Балет «Спящая красавица» произвёл на него большое впечатление.

Оформление балета «Фея кукол» в Эрмитажном театре - первая театральная работа Бакста. С неё начался большой успех Льва Самойловича. В качестве модели для декораций выступила возлюбленная Бакста Любовь Павловна Гриценко (в девичестве – Третьякова), дочь основателя Третьяковской галереи. Среди фигур кукол, паяцев и барабанов в декорации магазина игрушек по центру расположился женский силуэт и портрет, списанный с Любови Павловны. Фигура была одета в чёрное платье по последней парижской моде и в большую широкополую чёрную шляпу. Со слов Бенуа о происшествии: «Немалое, как тогда говорили, впечатление произвела эта чудаческая выходка художника и на высокопоставленных зрителей, когда перед ними на следующий день был представлен новый балет. Все в зале спрашивали друг друга, что это за дама висит, как живая, среди игрушек? Таким образом, сердечная тайна влюбленных стала «басней города». Сам спектакль, который должен был дежурно отслужить после императорского ужина, полюбился публике и долгое время украшал репертуар Мариинского театра даже после революции.

-10

С Любовью Павловной Гриценко Бакст вступил в брак. Для этого ему пришлось пойти на очень болезненный шаг и принять христианство. Сохранилось письмо, адресованное супруге, и написанное в период проживания на Кирочной, 24. В нем он уведомляет её о том, что его выселяют за неуплату в семь месяцев. Электричество в квартире у него отключили – и по вечерам работать он не мог. Бакст беспокоился о том, что много сил уходит на решение бытовых и материальных вопросов в то время, как это его лучшие годы для работы.

-11

Брак не был долгим, но в неё был рожден сын, Андрей, который в дальнейшем стал театральным художником, как и его отец. После развода Бакст вернулся в иудаизм. Отношения бывшие супруги сохранили добрые.

Любовь Гриценко-Бакст. Л.С. Бакст, 1903
Любовь Гриценко-Бакст. Л.С. Бакст, 1903

Источником вдохновения для Бакста была античная тематика. Вместе с Серовым он совершил путешествие в Грецию.

Большое влияние на творчество Бака оказали знакомства с Айседорой Дункан и Идой Рубинштейн, явивших публике новый образ танца и расширивших границы дозволенного на сцене. В 1909 вместе с «Русскими сезонами» Дягилева он отправляется в Париж. «Шахерезада» и «Клеопатра» производят фурор. Очень скоро границы между театром и повседневностью стираются, и парижские модницы начинают щеголять в тюрбанах, шароварах, созданных по эскизам Бакста. Дальше это и мебель, предметы интерьера, ткани. Визитная карточка Бакста – работа с цветом. «Я часто замечал, что в каждом цвете существуют оттенки, которые передают искренность и скромность, а временами чувственность и почти животные качества, порою гордость и временами отчаяние. Все это можно почувствовать и передать зрителю посредством эффектов, которые производят различные формы. Именно так я поступил в Шехерезаде. На меланхоличный зеленый я наложил темно-синий, наполненный отчаянием, хотя это может показаться парадоксальным. Существует красный цвет триумфа и цвет убийства. Существует синий цвет Марии Магдалины, или же синий Мессалины. Художник, который знает, как пользоваться этим, похож на дирижера оркестра, который может все привести в движение взмахом своей палочки и произвести тысячу безошибочных звуков. Таким образом, художник может ждать от зрителя, что он почувствует именно те импульсы, которые он намеревался воплотить”.

Эскиз декораций Л. Бакста к балету "Шехерезада"
Эскиз декораций Л. Бакста к балету "Шехерезада"

Леон Бакст. Эскиз костюма к балету "Шехерезада"
Леон Бакст. Эскиз костюма к балету "Шехерезада"

К одежде у Бакста также было особое отношение. В ней он видел «утонченную и одухотворенную форму целого периода цивилизации" и свою личную приятную слабость: «Всякий раз, когда я покупал себе новое белье, новый костюм, шляпу — мне казалось, что я начинаю новую жизнь, гораздо более прекрасную и интереснее прежней, и день после пребывал в поднятом настроении духа».

В 1912 году Бакст возвращается в Петербург, но получает предписание покинуть столицу. Законы, касавшиеся евреев Российской империи, ужесточились. Не помогло ни прославленное на весь мир имя, ни прошения (император их отклонил). К 1914 году петербургские друзья Бакста добились его права на проживание в Петербурге, но Бакст им не воспользовался.

-15

Началась Первая Мировая война. Военные действия отрезали находившегося в Швейцарии Бакста от Дягилева и «Русских сезонов». Дягилев вынужден был нарушить договор с Бакстом и начал сотрудничать с другим театральным художником. Это испортило отношения между ними на долгие годы. Они восстановились лишь в 1921 году, когда Дягилев попросил оформить балет «Спящая красавица». Бакст не мог отказаться, ведь это была его давняя мечта. Её воплощение стало последней его большой работой.

Автопортрет. Л.С. Бакст,1906
Автопортрет. Л.С. Бакст,1906

В 1924 году после длительного нездоровья Бакст умирает. Похоронен он на парижском кладбище Батиньоль.

Благодарю читателей за внимание! Подписывайтесь на канал, приходите на экскурсии проекта "Открытый город".

Автор статьи: Анастасия Сугоняко, специалист в области прикладной культурологии, экскурсовод по Санкт-Петербургу.