Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский — один из трех Вселенских святителей, вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Иоанн Златоуст был необыкновенный человек по своим дарованиям. Не все подробности его жизни сохранила для нас история, особенно, что касается его происхождения и обстоятельств его детства. Палладий, епископ Еленопольский (ученик Иоанна Златоуста) написал житие Иоанна Златоуста, зная последний период жизни святителя. Святой Иоанн был родом из Антиохии, но мы не знаем, какой он был национальности, единственным языком который он владел, был греческий. Год его рождения в точности не известен, примерно 347 год. Происходил святой Иоанн из богатой и знатной христианской семьи. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы его воспитанию. По тем временам Иоанн получил блестящее образование, юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию.
Святитель Мелетий, епископ Антиохийский, полюбивший Иоанна как сына, наставлял его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен в чтеца. Святитель Иоанн Златоуст хотел посвятить себя отшельнической жизни и уже дома предается аскетическим подвигам. После смерти матери, в 374 или 375 году, святой Иоанн получил возможность удалиться в монастырь неподалеку от Антиохии и провел там четыре года в трудах пустыннического жительства. А потом проводит два года в пустыне, соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Неумеренные подвиги аскезы очень отрицательно сказались на его здоровье. Иоанн Златоуст нажил себе острый гастрит, от которого потом страдал всю жизнь. Для восстановления и лечения святой Иоанн должен был возвратиться в Антиохию.
В мир он вернулся проповедником аскетизма, но не для того, чтобы призывать к уходу из мира, из городов, в этом уходе он видел только временную меру. "Я часто молил, — говорит Златоуст в эти годы, — чтоб миновалась нужда в монастырях, и настал и в городах такой добрый порядок, чтобы никому никогда не нужно было убегать в пустыню". Иоанн Златоуст стремился преобразовать жизнь городов на евангельских началах, ради этого стал он пастырем и проповедником. В 381 году епископ Мелетий Антиохийский посвятил его в диакона. В годы своего диаконства он активно занимался социальным служением и снискал себе любовь всего города.
В 386 году преемник Мелетия Флавиан поставил Иоанна против его воли пресвитером. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей. Его речи глубоко проникали не только в сердца христиан, но и многих язычников. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование "Златоуст" (Хризостом), ставшее его собственным.
Святой Иоанн обладал изумительной способностью отзываться на все явления общественной жизни и на все движения человеческой души. Он обличал пороки и безумства распущенного города, призывал всех к покаянию и исправлению. Его беседы были глубоко жизненными и одинаково доступными всем классам населения. Обличения и увещания его часто вызывали у слушателей стоны и слезы; еще чаще, по обычаю того времени, их встречали аплодисментами. Иоанн на это всегда отвечал, что лучше бы они научились исполнять его наставления, чем хлопать в ладоши. Очень рано начались стенографические записи его проповедей, так что большинство из них сохранилось, и они составляют главный объем произведений Иоанна Златоуста. Сам Иоанн записывал произносимые им слова чрезвычайно редко.
Сердце народа жило неразрывной жизнью с сердцем пастыря. Достаточно было пастырю под влиянием утомления или болезни приостановить свои беседы, или для отдыха на несколько дней удалиться из города, как город становился печальным, как будто его постигало какое-то несчастье. Но появлялся Иоанн и город вновь оживал. Также не мог жить без своей паствы и Иоанн Златоуст.
Святой Иоанн как пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.
Он написал толкования на многие книги Священного Писания (Бытие, Псалтирь, Евангелие от Матфея и от Иоанна, Послание апостола Павла) и множество бесед на отдельные библейские тексты. Он указывал всегда на Писание, как на основной и обязательный источник и вероучения, и нравственного назидания. "Кто согласен с Писаниями, тот христианин, — говорил он, — а кто с ними не согласен, тот далек от истины". Иоанн Златоуст призывает каждого к чтению Библии. "Не ожидай другого учителя. Есть у тебя Слово Божие — никто не научит тебя, как оно". Мирские люди особенно нуждаются в чтении священных книг. "Ибо монахи вдали от городов пользуются большей безопасностью. Но мы, живущие среди моря греховных пожеланий и искушений, мы нуждаемся в Божественном лечении, чтобы исцелиться от обременяющих нас язв и предохранить себя от будущих ранений, чтобы уничтожить Писанием огненные стрелы сатаны". И для ревностного читателя в Писании открываются все новые и новые глубины. И слышится голос Божий, властно говорящий к каждой человеческой душе. "Священные книги — это некое послание, писанное Богом из вечности в людям. Отсюда такая сила в чтении Библии. Когда человеколюбивый Владыка видит, как ревнуем мы о постижении Его Божественных слов, Он просвещает и озаряет наш ум и открывает истину нашей душе".
В 397 году, скончался Константинопольский архиепископ Нектарий, предшественник святителя Григория Богослова. Кафедра константинопольского архиепископа стала свободной, император Аркадий пожелал, чтобы она предоставлена была Златоусту. Когда Нектарий всходил на престол, то был уже 70-летним старцем, и понятно, что у него не хватало не сил, не желания, не возможности следить за порядком в своей епархии. По своим личным качествам Нектарий был человеком покладистым, не ссорился с власть имущими людьми, часто устраивал банкеты, вел роскошный образ жизни, что это многим нравилось. Столичный клир очень расслабился за время управления Нектарием. На эту кафедру в 398 пришел молодой, энергичный Иоанн Златоуст и сразу же начал наводить порядок.
Он призывал богатых уделять из своего имения что-нибудь бедным; требовал, чтобы все клирики добросовестно выполняли свои обязанности, занимались самообразованием, участвовали в длительных богослужениях и крестных ходах. Иоанн Златоуст отказался от приемов и банкет, не стал ходить по пирам богатых граждан, на что они на него обижались. Любил вкушать пищу в одиночестве, и она была более чем скромная. Большую часть церковных денег он тратил на помощь бедным, устройство больниц и другие благотворительные нужды.
Иоанн Златоуст не был дипломатом, а высказывал всем без разбора в лицо все, что, по его мнению, им было душеспасительно о себе услышать. Он настроил против себя богатых, проповедуя, что они не помогают нищим. Он настроил против себя вдов, обличая их несоответствующее их положению поведение. Он настроил против себя мужей, обличая их в неверности женам. Он настроил против себя жен, обличая их за пристрастие к роскоши и украшениям.
В столице святой архипастырь, когда проповедовал, имел обыкновение садиться среди народа на амвоне, и слушатели теснились вокруг него. Это были скорее беседы, чем речи. Он призывал своих слушателей, дома рассказывать жене и детям о том, что говорилось на проповеди. "Возвратившись домой, предложим двоякую трапезу, одну из снедей, другую – из услышанного: муж пусть передает сказанное, жена пусть учится; пусть слушают и дети. Сделай твой дом церковью".
Большая часть клира и знать стала выказывать свое недовольство, ропот, и начались слухи, сплетни и интриги. Были люди, которые поддерживали Иоанна Златоуста, почувствовав в нем настоящего архипастыря, который ведет к спасению души. Но их было меньшинство.
Иоанн Златоуст обличал распущенность императорского двора. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия, невестка императора Феодосия, распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее.
В это время Александрийский архиепископ Феофил начал гонение против сторонников Оригена. Несколько монахов, которые подверглись этим гонениям, бежали из Африки в Константинополь и попросили убежище у Иоанна Златоуста. После личной беседы с ними он понял, что никакой опасной ереси они не несут, из-за своей малообразованности, и поддались влиянию по своему невежеству, а не сознательно. Златоуст принял их и оставил в общении. Феофил заявил решительный протест, но Иоанн Златоуст настаивал на своей правоте и попросил императора вызвать Феофила для размышления. Феофил обиделся, что его призывают к архиепископу Константинопольскому, которого считал ниже себя, потому что тогда еще традиционно вторым по чести после Римского епископа считался Александрийский. Феофил пожаловался на Иоанна Златоуста Епифанию Кипрскому, епископу Саламинскому, что он поддерживает еретиков. Епифаний, несмотря на свой престарелый возраст, потрудился приехать в Константинополь, чтобы обличить Иоанна Златоуста. Но быстро решил устраниться, потому что понял, что не все тут просто, как ему представил Феофил и отплыл обратно на Кипр.
Тем временем (403г.) в столицу прибыл Феофил с 30 епископами, множеством пресвитеров и монахов в поддержку себе. Кроме того, он быстро завязал контакты с недоброжелателями Иоанна Златоуста. Никто не успел оглянуться, как Феофил превратил собор, созванный для суда над ним, в собор над святым Иоанном.
Суд собрался на вилле "Под дубом" императора Аркадия. Такое же название получил и сам собор – "собор под дубом". На нем собрались александрийские и азиатские епископы, и все враги Златоуста. Иоанн отказался явиться, был низложен и приговорен к ссылке. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам оставил столицу. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Евдоксия перепугалась, что оно произошло из-за несправедливого гонения на праведника, и направила Иоанну письмо, умоляя его вернуться.
Народ требовал возвращения святого Иоанна, и он поддался уговорам. Однако его проповеди с обличениями не стали мягче, и уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии.
17 апреля 404 года Иоанну Златоусту запретили служить пасхальную заутреню в Святой Софии. Он служил ее под открытым небом, собрав толпы народа. Началось новое заочное разбирательство дела Златоуста. Его обвинили, что он вернулся на свою кафедру без соборного разбирательства, и он был вновь смещен и увезен в ссылку. Толпы народа сдерживали силой. В отместку они подожгли Святую Софию.
Святого Иоанна привезли в армянское селение Кукуз, где он прожил около трех лет. Находясь в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года Иоанн Златоуст болезнью был прикован к постели. Но враги его не унимались, были обеспокоены активностью и растущей популярностью ссыльного иерарха. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Пициунт (Пицунда, в Абхазии). Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. Места своего назначения он не достиг. В Команах силы оставили его. Здесь ночью явился святой мученик Василиск (мощи которого почивали в этом городе) и сказал: "Не унывай, брат Иоанн, завтра мы будем вместе". Причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами "Слава Богу за все!" отошел к Господу 14/27 сентября(н.ст.) 407 года, в день праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня, не случайно, ведь свой крест жизни святой Иоанн донес до самого порога вечности с любовью и самоотвержением. В связи с праздником память святителя перенесена на 13/26 ноября (н.ст.).
Святитель Иоанн Златоуст был погребен в Команах. В 438 году Прокл, Патриарх Константинопольский, совершая Богослужение в храме святой Софии, произнес похвальное слово памяти своего великого учителя, через 30 лет после его смерти, в котором сравнивал святителя Иоанна Златоуста со святым Иоанном, Предтечей Господним, проповедовавшим покаяние и также пострадавшим за обличение пороков. Народ, горевший любовью к святителю Иоанну Златоусту, не дав Патриарху докончить своего слова, начал единодушно просить его обратиться к императору с просьбой о перенесении святых мощей святителя из Коман в Константинополь. Святитель Прокл отправился к царю Феодосию II и от лица Церкви и народа просил его об этом. Император согласился и отправил в Команы особых посланников с серебряной ракой, чтобы с почетом перевезти святые мощи. Когда же императорские посланцы приступили к гробу святителя Иоанна, они не смогли взять его мощи. Тогда император, в раскаянии, написал послание святителю, прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание это прочли у гроба святителя Иоанна, положили на него и совершили всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, легко подняли мощи и внесли на корабль
По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января/9 февраля (н.ст.) 438 года весь город, во главе с Патриархом Проклом, императором Феодосием II, со всем его синклитом (собрание высших сановников) и множеством народа вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины. Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав к гробу, император Феодосий II со слезами просил святителя простить его мать. Народ не отходил от раки весь день и всю ночь. Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, весь народ едиными устами воскликнул: "Прими престол свой, отче!" Патриарх Прокл со многими, стоявшими у раки, увидели, как святитель Иоанн открыл уста свои и произнес "Мир всем!" 27 января/9 февраля(н.ст.) совершается память перенесения святых мощей святителя Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь. В IX веке Иосиф Песнописец, Косьма Веститор и другие написали песнопения в честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста, которые и поныне поются Церковью в воспоминание этого события.
Литературное наследие Иоанна Златоуста громадно. Нелегко определить его точный объем. Со временем имя Златоуста стало настолько славно, что им надписывали и чужие беседы и слова. Можно выделить бесспорные творения Иоанна Златоуста, иные заведомо ему не принадлежат, но многие остаются под вопросом, особенно тогда, когда не удается установить точно другого автора.
Он был и апологетом, и толкователем Священного Писания, писал на разные темы поучения, которые до сих пор по Уставу должны читаться во время богослужения в церкви. Вспомните прекрасное его "Слово на Воскресение Христово", которое по всему миру читается на этот праздник. Таких сочинений очень много.
Но самый главный его труд – это Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста. Он не был ее творцом в прямом смысле, до него уже были подвижники, которые составляли этот чин годами и веками, но он выступил редактором, то есть он ее обновил, поправил, зная уже на своем личном опыте, что нужно для Церкви и для слабого, но ищущего спасения человека. И с тех пор, с IV века, эта литургия служится практически на всех языках мира, и чаще всего в течение года именно она собирает всех нас вместе около Чаши с Телом и Кровью Христовой. Иоанн Златоуст особо говорил о Причастии. Человек, причащаясь, соединяясь с Христом в Причастии, является телом, которое обретает Главу.
Едва ли есть другой из чтимых святых, кого бы Церковь Христова поминала так часто, почти каждый день во всех своих священных храмах.
Иоанн Златоуст в течение суток с воздыханием обращался к Богу, о чем говорят его 24 молитвы, на каждый час дня в вечернем правиле. Он ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.
Иоанн Златоуст послал на Русь к скифам проповедников веры и почитается одним из ее просветителей. Честная голова святителя Иоанна Златоуста находится в ковчежце в храме Христа Спасителя.
Жизнь Златоуста была трудной и бурной. Это — жизнь подвижника и мученика. Но подвизался Златоуст не в затворе и не в пустыне, а в житейской суете, среди мира, на епископском престоле, на кафедре проповедника. И мучеником был он бескровным. Он был гоним не от внешних, но от лжебратий, и кончил жизнь в узах, в изгнании, под отлучением, гонимый христианами за Христа и за Евангелие, которое он благовествовал как Откровение и как закон жизни. Златоуст был, прежде всего, благовестником, проповедником Евангелия. И вместе с тем он был всегда очень современным и даже злободневным учителем. Это был евангельский суд над современностью, над тем мнимым воцерковлением жизни, в котором, по свидетельству Златоуста, слишком многие находили преждевременное успокоение в христианском обществе IV-го века. В этом объяснение той резкости и суровости, с какой учил этот вселенский проповедник любви. Ему казалось, что он проповедует и свидетельствует пред мертвыми. Неправда и нелюбовь христианского мира открывалась для него в катастрофических, почти апокалипсических чертах (Протоиерей Георгий Флоровский).
В конце XI века между христианами возник спор о заслугах великих святителей. Споры были жаркие, одна часть людей превозносила Василия Великого, другая стояла за Григория Богослова, третья почитала Иоанна Златоуста. Христиане разделились на враждебные партии: одни называли себя василианами, другие – григорианами, третьи – иоаннитами. Начались смуты в Константинополе, но произошло Божественное вмешательство. Святители все вместе явились Иоанну - митрополиту Евхаитскому, и известили, что они у Бога имеют равное достоинство и как при жизни старались о единодушии, так и по преставлении своем всего более желают единомыслия верующих. И объявили, чтобы христиане установили для них один общий праздник. Епископ объявил о видении Церкви, и в честь трех Вселенских Учителей и Святителей установлено общее торжество в 1076 г. 30 января/12 февраля(н.ст.). Эти святители были епископами, они благовествовали с кафедры, и говорили не для закрытых аудиторий, а для всей церковной паствы, чтобы быть доступным каждому человеку. Их книги необходимы для прочтения и монахам и мирянам. Есть такая фраза: "Книги святых равно почитаемые как и мощи святых".
Вселенские учители и святители похожи тем, что имели твердый фундамент веры, основанный своими родителями, от которого они смогли оттолкнуться и высоко взлететь. Они были люди смиренные, готовые прощать, любить врагов и бороться за чистоту веры.