Предложение «тройственного газового союза» не предусматривает обмен газа на политические условия, речь идет о координации коммерческих интересов, заявил представитель российского президента Дмитрий Песков, передает корреспондент РБК.
В ответ на вопрос, чем создание союза отличается от коммерческих соглашений между странами, он отметил, что каждая сторона продолжит продавать свои энергоресурсы контрагентам, ориентируясь на коммерческие условия.
«Но помимо всего прочего, как это объяснял президент Путин, страны заинтересованы в том, чтобы согласовывать свои действия по дальнейшей прокладке газотранспортных путей, по определению дальнейшего пути и направления развития газовой инфраструктуры, по удовлетворению своих внутренних потребностей в природном газе», — продолжил Песков.
Он заявил, что агентство Reuters дало неверную информацию, неправильно истолковав слова.
Впервые о планах формирования «тройственного газового союза» между Россией, Казахстаном и Узбекистаном рассказал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на встрече с российским премьером Михаилом Мишустиным. Он отметил, что инициатива исходила от президента России. «Сегодня Владимир Владимирович говорил о том, что нам нужно создать некий трехсторонний союз. Он собирается позвонить по этой теме президенту Узбекистана. Нам тоже нужно вникнуть в эту тему», — сказал Токаев.
В Узбекистане отвергли возможность импорта газа «через какой-то альянс или союз». «Даже если будет заключено газовое соглашение с Россией, это не означает союз», — подчеркнул вице-премьер и министр энергетики Узбекистана Жорабек Мирзамахмудов. Российская и узбекская стороны ведут диалог по поставкам газа из России через Казахстан, однако это будет «техническим контрактом», объяснил он.
В условиях холодной зимы Узбекистан испытывает дефицит топлива, из-за чего был вынужден приостановить экспорт 6 млн куб. м газа в день в Китай. На совещании в администрации президента, посвященном решению проблем в сфере обеспечения населения и экономики энергоресурсами, было принято решение активизировать переговоры с другими странами по дополнительной закупке природного газа, электроэнергии, угля и мазута. В стране вводится запрет на экспорт сжиженного газа для всех производителей и трейдеров, а государственным органам до 1 марта следующего года запрещено использование автомобилей, передвигающихся на сжиженном газе.