Найти в Дзене
Артур Иванов

Редакция пригласила на чай художника Валерия Савина, жителя деревни Камыжево

Валерий Савин
Валерий Савин

8 декабря – Международный день художника. Накануне мы пригласили на чай в редакцию одного из самых известных художников в нашем районе – Валерия Савина.

Творческий псевдоним Валерия Геннадьевича Менять Валёр – прямая отсылка к его предкам и родовому имени.
И разговор у нас с Валерием Геннадьевичем пошел больше не о его творчестве (хотя, конечно, мы и эту тему никак не могли обойти), а говорили о том, что, перефразируя поэта, «художник в российской деревне больше, чем художник».
Валерий Геннадьевич живет в Камыжево. Небольшая деревня в сторону от Пажмана – его малая родина, которую художник беззаветно любит и не устает признаваться в этой любви. Было много соблазнов, можно было уже не раз уехать, но Валерий Геннадьевич деревне своей не изменяет. Мало того, делает все от него зависящее, чтобы родное Камыжево не оставалось в стороне от жизни.

- Валерий Геннадьевич, для Вас ваша деревня – вечный источник вдохновения, судя по тому, как Вы к ней относитесь, как о ней говорите и как часто рисуете?
- Я знаю у себя каждый уголок. Но постичь все сразу и целиком невозможно. Художник каждый раз видит что-то новое в давно знакомом. От времени дня, а не только от времени года зависят светотени, оттенки. От температуры воздуха, от дуновения ветра. Каждая картина рождается через переживания художника. Особенно явственно это прослеживается, если переживания связаны с родными местами – с тем, за что болит его душа.

- Те арт-объекты, которые появились в деревне вашими стараниями – это признание в любви к ней или что-то еще и другое?
- Знаете, я раньше думал, что в деревне художник не нужен. Но оказывается, нужен. Арт-объекты, которые я сделал и поставил в самом центре Камыжево, - это мое самовыражение, это нетрадиционная скульптура. Пусть наши бабушки видят и приобщаются к современному искусству. Это эстетика деревни, душа деревни. Это то, что притягивает сюда других людей.

Валерий Савин: «Я раньше думал, что художник в деревне не нужен»


- Деревне нужен художник? Для вашей деревни, кажется, художник даже больше, чем художник? Ведь не только арт-объектами Вы помогаете своему Камыжево? Очень часто из уст Ваших односельчан слышишь: «Надо спросить у Валеры», «Это предложил Валера», «Валера придумал»…
- Очень люблю своих, деревенских. У нас в деревне такие люди хорошие. Мы очень дружно живем. Иногда ко мне обращаются за помощью, иногда – я. Мне очень хочется достойной жизни моим землякам. Очень хочется. Мне как художнику очень тяжело наблюдать за пожилыми людьми, которые так привычно безропотно переживают разного рода бытовые трудности. Человек не должен страдать, жизнь должна быть в радость каждому. Вот, например, что такое деревня без магазина? Это конец деревне, однозначно. Рад, что совместно с начальником территориального отдела «Кезский» Данилом Назаровым нам удалось решить проблему, и у нас вновь будет свой магазин. На этой неделе уже хлебом будут торговать.

- А как обстоят дела с деревенским музеем, о котором мы уже наслышаны?
- Идея открыть в Камыжево музей - моя. Нам не только магазин, нам очень нужен свой клуб, место для досуга. С самого своего рождения я помню это здание старой «конюховки». Оно с 70-х годов, наверное, у нас. Сохранившиеся стены, интерьер для музея – самый подходящий. Обои точно не нужны. Экспонаты для музея бабушки наши принесли. Они очень сердечно отнеслись к этой идее. Теперь в планах сделать некоторые из экспонатов «под стекло», как они того заслуживают. Ведь в музей уже принесли и монеты старинные, и очень древние топоры. Я готовлю сувениры, которые мы и продаем, и дарим нашим гостям.

Музей в деревне Камыжево, созданный Валерой
Музей в деревне Камыжево, созданный Валерой

- Благодаря Вам, кажется, в Камыжево бывает немало гостей – и художники, и туристы. Другие наши малые деревни вряд ли этим могут похвастать…
- А знаете, как мы любим их встречать?! Прошлым летом к нам, по моему приглашению, приезжали Заслуженный журналист Удмуртии Георгий Грязев и директор книжного издательства «Удмуртия» Юрий Кузнецов. Я как человек, пригласивший их, очень волновался. Но как только позвонил старосте нашей деревни Антониде Леонидовне Худяковой, успокоился. Наши женщины все устроили, да так споро и так ладно, что перед гостями не было стыдно. Мы всегда готовы встречать любых гостей из разных мест. У нас есть что показать, о чем рассказать. А еще очень много задумок. Хочется сделать необычные клумбы в деревне. Мечтаю сделать нечто, что условно называю для себя «этническим роботом». Есть уже материал, присмотрено место. Не хватает пока времени… В таких деревнях, как наше Камыжево, живет глубинная Удмуртия, классическая внутренняя Удмуртия.

Гости деревни
Гости деревни


- Вы работаете менеджером Пажманского Дома культуры уже не один год. А в свободное от работы время, наверное, с трудом расстаетесь с мольбертом?
- Я люблю пробежки трехкилометровые, люблю гулять со своей собакой. Но живопись, безусловно, занимает большую часть моих мыслей и устремлений. Не я владею искусством, а искусство владеет мною. И я не только рисую, я пишу стихи. А все для того лишь – чтобы меня понимали! Душа требует самовыражения. «Наесться не могу», как сказал когда-то, беседуя со мной, художник Юрий Лобанов.

- О чем Ваши мысли и переживания сейчас, Валерий Геннадьевич?
- У творческих людей переживаний много. Когда-то на фестивале «Пест-фест» один молодой человек долго изучал мои натюрморты, которые я показывал, и неожиданно для меня сказал: «И никогда не обижайте художника!» Меня это поразило, я до сих пор думаю, что имел в виду этот человек? Я очень переживаю за свою деревню, за ее будущее.. Если когда-нибудь я все-таки соберусь, возможно, уезжать, я скажу: «Прости меня, моя деревня». В Камыжево нашем молодежь, конечно, еще есть, но ее мало. А детей всего около десяти человек на всю деревню.

И все же надо верить в светлое. Я человек верующий, хожу в церковь. Знаю, что есть на свете любовь. С этим и живу. На мир смотрю не только как на нечто совершенное, но и как художник-сатирик. Делаю сатирические рисунки. А еще делаю шаржи на знакомых людей, ведь среди них столько интересных. Жизнь порой такие образы мощные для зарисовок предоставляет, и мне только остается жалеть, что не ношу с собой блокнота.