1,8K подписчиков

Очень странная книга. Иван Ефремов «Мои женщины»

9,2K прочитали
Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня поговорим о книге, которую никто не ждал и которую не следовало издавать. Но раз уж она вышла, то не рассказать о ней я не могу.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня поговорим о книге, которую никто не ждал и которую не следовало издавать. Но раз уж она вышла, то не рассказать о ней я не могу. Не всякое печатное издание доставило мне столько страданий и неприятных минут.

Я говорю о книге «Мои женщины», сборнике эротических рассказов Ивана Ефремова (также включена переписка с женой), который вышел в 2022 г. Как только я узнала об этой книге, то сразу подумала: «Как Вы можете?». По-моему мнению такие материалы об известных людях вообще не стоит издавать. Это очень личное, сюда даже родственников не стоит пускать. И мне было очень обидно за Ивана Антоновича, которого я очень уважаю. И вообще такие вещи я о нём не хотела знать никогда.

Долго не решалась купить это издание. Долго себя уговаривала. А после покупки книга лежала у меня на полке ещё месяца два и ещё долго не взяла бы её в руки. Пока в электронном книжном магазине «Лабиринт» не появился второй отзыв на книгу. В первом было написано, что отличная книга, учит мужчину, как нужно обращаться с женским телом. А вот второй отзыв был интереснее: читатель пишет, что у него создалось субъективное впечатление, что рассказы подделка, и что не мог Ефремов так писать про половые отношения мужчины и женщины и про сталинские репрессии. Я встрепенулась и решила, что о сталинских репрессиях в такого рода сборнике стоит почитать.

Прежде чем мы перейдём к содержанию рассказов, хотелось бы сначала поговорить об обретении издателями (это авторы ЖЗЛ Ефремова и некая С. Юхневская (видимо родственница Т.И. Ефремовой (Юхневской), последней жены писателя) рукописи. А поможет нам в истории обретения интервью внучки Ефремова Дарьи. То что там написано о Платонове нам не очень интересно, а та часть рассказа, в которой речь идёт о тех, кто записал Ефремова в адепты агни-йоги, проливает свет на многие события.

Оказалось, что как-то раз к Дарье и Таисии Иосифовне обратились молодые люди, которые писали ЖЗЛ Ефремова. Молодые люди производили положительное впечатление до тех пор, пока не выяснилось, что они без ведома родственников включили в книгу главу, намекающую, что Ефремов адепт агни-йоги. А также Таисии Иосифовне не понравилось, что из их отношений с мужем сделали лавстори в стиле журнала «7 дней». Но издатель сказал родственникам: «Ну и что, что неправда? Сейчас время такое. Зато реклама Ефремову». Дарья выступала в МГУ с опровержением, когда там же выступали эти биографы. Естественно после этой ситуации отношения между родственниками и молодыми людьми испортились. Авторы ЖЗЛ стали намекать, что родственники что-то скрывают. Дарья говорит, что у Таисии Иосифовны из неопубликованного сохранились только личная переписка Ефремова с ней и «Премудрые тетради» (зарисовки из жизни, фотографии и т.д.). И, судя по всему, рассказы как раз хранились именно там. Вот только боюсь, что авторов ЖЗЛ туда никто не пускал после вышеописанных событий. Но в 2019 г. Т. И. Ефремова умерла и скорее всего наследница С. Юхневская запустила этих людей в архив писателя.

Вот здесь есть открытое письмо родственников Ефремова против того, что про него написали авторы ЖЗЛ и критика самой биографии. Рекомендую ознакомиться для понимания того, как наши составители умеет надевать сову на глобус.

А теперь о самих рассказах. Издатели говорят, что долго работали над расшифровкой, занимались корректурой и редактурой, но все тексты подлинные. В приведённом предисловии от Ефремова, говориться о том, что негоже такой продвинутой стране как СССР быть такими необразованными в сфере половых отношений. Что автор надеется, что его опыт поможет молодым людям. А в предисловии от издателей приведена цитата из «Часа быка», что в коммунистическом будущем сотни слов описывающих любовь и красоту, а вот на Тормансе всё в этом плане убого. То есть цели у издателей исключительно благие, что людям нужно познавать красоту физической любви и достигать её высот. Скажу вам как представитель жителей Торманса. Дорогие издатели, нам немножко не до того, если вы не заметили, - у нас тут дом горит, причём я это обо всей планете говорю. Вот при коммунизме будет время, тогда и начнём достигать высот.

А рассказы? Ну, что рассказы. 14 женщин, с которыми Ефремов был близок со всеми подробностями этих близостей. Всё примерно так: познакомились, достигли высот любви и разошлись. И некоторые подробности из жизни каждой женщины и Ефремова и в общем-то всё. Когда я прочитала первые три рассказа, мне захотелось выкинуть книгу с 10 этажа. Соглашусь с комментатором с «Лабиринта» - такое ощущение, что писал не Ефремов. То кусок текста похож на текст Ефремова, то не похож. И вообще у меня сложилось впечатление, что всё описанное очень вторично. Потому что многое мы, как будто, уже читали в его книгах. Например, история второй Люды – это история индийской танцовщицы из «Лезвия бритвы».

Знаете эротические рассказы, они и есть эротические рассказы. Это участникам процесса кажется, что они достигают каких-то высот, а все остальные воспринимают всё это весьма однозначно. Представьте, что вы узнали интимные подробности личной жизни близкого человека и представьте свои ощущения при встрече с ним. И позиция Ефремова по отношениям полов прекрасно показана в его книгах. Какие тайны мироздания вы, дорогие издатели, пытались вскрыть непонятно. И ещё главный, так сказать лирический герой, всех рассказов смотрит на мир и общество несколько презрительно (моё субъективное мнение). Ефремов никогда не казался мне в своих книгах презрительным брюзгой. Все эти бесконечные Афродиты, Эросы, Тантры утомляют. Ефремов вообще-то всегда умел вставлять такие вещи к месту, а здесь они понатыканы куда попало.

И наконец, антисоветчина. В предисловии к рассказам Ефремов пишет, что всё это происходило в нищие, но светлые годы становления советской власти, во времена первых пятилеток, страшную войну и годы опасной для всякого интеллигента кровавой сталинщины (Ефремов И.А. «Мои женщины: Рассказы; Письма. – М.: «Издатель Юхневская С.А», 2022, стр. 31). Самое интересное, что само понятие интеллигенция в прозе Ефремова практически не применялось, а тут появилось. Ещё есть цитата, о плачевном положении художников в сталинскую эпоху, когда железный пресс единой системы взял искусство в свои клещи. А вот при НЭПе всё было лучше, потому что у художников были заказчики с разными художественными вкусами и потому что работы было больше и даже самые неудачливые могли устроиться (там же стр. 171). Ну, Вы серьёзно, что ли? Напомню, что во времена НЭПа у нас была безработица, а потом её не стало. И все неудачливые художники, конечно же, померли под забором. Ефремов очень положительно отзывался о советском искусстве и его творцах («Эллинский секрет», «Лезвие бритвы»). Ещё цитата – «Это было самое начало страшных лет деревни, и «коллективизация» ещё только начиналась, пока выразившись только в ликвидации богатеев, но беспощадная рука комбедов уже брала за горло просто хороших хозяев середняков» (там же, стр. 238). А дальше там про то, как деревня затаилась и все труженики были парализованы. У меня только один вопрос: как этот человек написал «Туманность Андромеды» и другие книги? Он же показывал, как капитализм переходит в коммунизм на конкретных примерах, то есть понимал, как работает экономика. Как середняки должны были строить коммунизм? Напоминаю, по утверждениям издателей, рассказы писались через 30 лет после начала коллективизации, когда уже колхозы смогли прокормить страну во время войны. На странице 281 идёт цитата о том, что Ефремов погрузился в документы разведок (геологических) и обнаружил недобитые шурфы, вопиющую безграмотность и это всё навело его на мысли о преднамеренности всего этого. «Может быть, то было влияние всеобщей шпиономании и «охоты за ведьмами», которые усиленно воспитывались партией Сталина в то время» - это вообще за гранью добра и зла. Где тут логика? С таким подходом к делу исполнителя-путаника было легче вычислить и посадить.

Это почти все самые яркие строки. Но есть и менее явные примеры антисоветчины. Я пыталась переварить всё это и думала, как об этом написать. Мне казалось: «ну, ладно он это писал в личных записках, но ведь в книги он это не потащил, значит молодец». Иногда мне казалось, что это вставки редакторов, что Ефремов этого не писал. А потом я увидела пример антисоветчины на фотографии якобы источника текста (исходного документа). Почему я пишу «якобы», узнаете чуть позже. В последнем рассказе Ефремов жалуется, что из-за чиновничьей ошибки неудачно доложили «великому» и всё оборудование вернули из Монголии и закрыли экспедиции. А ещё он пишет: «Читал много и впервые стал собирать то немногое, что попадало к нам из-за границы при ханжеском «целомудрии», установленным «великим горным орлом» от явной импотентности (там же, стр. 327, фото прилагается). А потом, когда Ефремов писал «Лезвие бритвы» и «Час быка» до него дошло почему капиталисты так продвигают обнажёнку??? После этого я совсем расстроилась.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня поговорим о книге, которую никто не ждал и которую не следовало издавать. Но раз уж она вышла, то не рассказать о ней я не могу.-2

Зачем мы вообще читаем Ивана Ефремова? Чтобы найти приключения, удивительные картины будущего, научные прогнозы и предсказания, прекрасных героев и т.д. Иван Ефремов как автор – это космос, океан. А когда я читала эти рассказы мне казалось, что я сижу в вонючем болоте, с ушей свисает тина и ряска, я вдыхаю токсичные испарения и выплёвываю грязную воду. Хорошо, что я не бросила и стала читать переписку с женой. А в ней совершенно другой человек. Как будто меня из болота перенесли в какое-то прекрасное место. Вот этот человек явно смог написать все те романы, за которые мы так любим Ефремова. Стиль сильно отличается от стиля написания рассказов. И там, в переписке меня ждал сюрприз.

В личных письмах, которые не предполагались для печати он писал своей возлюбленной: «И настроение грустное – тут всё вместе – разлука с тобой, болезнь Сталина, погода – всё это настраивает на тоскливое ощущение» (там же, стр. 412). «Ещё всё так сложно связать в один узел – горе утраты Сталина и тревога за тебя…» (там же стр. 415). «Настроение грустное, родная. Да и как же быть ему другим – утрата товарища Сталина – с которым связана вся сознательная жизнь моя – так или иначе, с его именем, с его делами» (там же, стр. 416).

Вот это бьётся с теми идеалами, которые он продвигал и защищал в своих книгах.

Письма датированы 1953 г., рассказы, по уверениям издателей, писались с 1952 г. по 1957 г. в них упоминается написание «Туманности Андромеды». Как одно с другим сочетается, а? Либо у Ефремова было раздвоение личности, либо что-то из представленного материала подделка. Загадки. Во тьме.

И антисоветчиком человек просто так не становится. Либо человек не очень умён, мягко говоря, либо у него какие-то шкурные интересы, либо что-то личное (например, папу раскулачили и не дали папе дальше закабалять окружающих). Примеры: Солженицын (где и шкурные интересы, и очень интересная семейка латифундистов) и Твардовский, у которого личная месть (семью раскулачили). Если Ефремов на самом деле думал так как написано в рассказах, то он просто подлец и приспособленец, дорогие редакторы, а не героический борец с режимом. Он ведь сталинскую премию получил, а значит склонился перед «кровавым упырём». Но письма почему-то это опровергают. Что его так изменило? Доклад Хрущёва, так он до широкой публики во всех подробностях не доносился.

Зачем издавать такое? Конечно же, ради любви … к деньгам. Когда для тебя Ефремов хлеб с маслом, то ни в коем случае нельзя, чтобы источник денег иссяк. А что делать, если всё уже издано? Вот вам и решение.

Самое издание очень красивое: белая бумага, твёрдая обложка с позолотой, фотографии «рукописей» с фото разных женщин. Даже есть брошюрка с тремя пейзажами, уровня написания «художественная школа, третий класс» и со всеми этими голыми героинями рассказов. Каждая нарисована в двух экземплярах, рисовал художники мужчина и женщина. Зачем нужны эти голые портреты непонятно, видимо, чтобы сделать издание ещё более дорогим. Оно стоит в интернет-магазинах около 3000 р. Какое счастье, что оно такое дорогое. Не все смогут купить. Покупать его стоит только ради переписки. Вот она прекрасна. Всё остальное не рекомендую читать категорически, во избежание психологических травм.

Екатерина Богатырёва, активист группы «Свободное время»

Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут

Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш канал в Youtube

Подписывайтесь на наш канал в VK

Наш сайт