Найти в Дзене
Автодрайв

Москвич 408 Турист

Среди советских автомобилей немало по-настоящему интересных экземпляров. Даже крупные заводы время от времени умудрялись делать попытки создать что-то совершенно особенное, нетипичное. И это не всегда находило одобрение со стороны правящей партии. Да и трений в самой автоиндустрии всегда хватало. Тем не менее, в 1960-х годах родился смелый проект кабриолета Москвич-408, который конструкторы прозвали «Туристом». Было нечто западное, запретное, манящее в этом автомобиле, недаром он был таким крутым уже тогда. Всё началось в 1961 году, когда на завод МЗМА поступил документ о плановом развитии на 20 лет вперёд. Согласно властной директиве, было рекомендовано разработать авто класса «гранд туризм» и наладить его сборку в количестве 150 штук в год. Поручение это было весьма необычное, от этого и любопытное. Было в документе и много других планов, как-то: увеличение количества выпускаемых ТС до 140 тыс./год, создание собственного 1.5-литрового ДВС, нового универсала и прочее. Для новой разра

Среди советских автомобилей немало по-настоящему интересных экземпляров. Даже крупные заводы время от времени умудрялись делать попытки создать что-то совершенно особенное, нетипичное. И это не всегда находило одобрение со стороны правящей партии. Да и трений в самой автоиндустрии всегда хватало. Тем не менее, в 1960-х годах родился смелый проект кабриолета Москвич-408, который конструкторы прозвали «Туристом». Было нечто западное, запретное, манящее в этом автомобиле, недаром он был таким крутым уже тогда.

Всё началось в 1961 году, когда на завод МЗМА поступил документ о плановом развитии на 20 лет вперёд. Согласно властной директиве, было рекомендовано разработать авто класса «гранд туризм» и наладить его сборку в количестве 150 штук в год. Поручение это было весьма необычное, от этого и любопытное. Было в документе и много других планов, как-то: увеличение количества выпускаемых ТС до 140 тыс./год, создание собственного 1.5-литрового ДВС, нового универсала и прочее. Для новой разработки «гранд туризм» были даны конкретные ТТХ, которым она должна была соответствовать: это масса 900 кг, движок 1.5 л и «максималка» 135 км/ч. Вполне себе спортивный автомобиль получается.

-2

Главный конструктор А. Андронов решил внедрить «Туриста» в производственную линейку автомобилей. В качестве базы взят Москвич-408 седан, с некоторыми оговорками. Как видно по фотографиям, даже внешность у кабриолета схожая. Например, эти знаменитые круглые сдвоенные фары, решётка радиатора, задние килевые крылья, выполненные в трендовой аэрокосмической стилистике. А ещё это была машина без центральных стоек кузова – то есть, хардтоп, хотя и крыша выполнялась съёмной, пластмассовой. В общем, Москвич вышел очень интересным.

-3

Технические особенности

-4

· Под капотом располагался 1.4-литровый устаревший штатный мотор с седана-донора. Он выдавал всего 50 сил, и был пригоден для обычной размеренной езды. Это ровно с таким мотором было выпущено 2 опытных кабриолета. А изначально планировалось сделать те же машины с 1.5-литровым мотором, который и пришёл на АЗЛК, но значительно позднее.

-5

Автоломбард СПБ: 6467373.ru

· Коробка передач была 4-ступенчатая, механическая, с приводом на заднюю ось. Тут снова всё стандартно, никаких сюрпризов.

-6

· Шасси имело подвеску типа McPherson независимого типа на передней оси. А на корме – зависимый аналог с рессорами и амортизаторами. Всё точно так же, как и у обычного Москвича-408.

-7

Судьба у «Туриста» была непростой. Ещё в середине 1950-х годов наверху начались споры относительно судьбы завода МЗМА. Суть в том, что главы других автомобильных предприятий СССР видели в нём прямого конкурента, всеми силами стараясь не допустить его распространения. В тоже время Андронов, напротив, был за развитие его завода, и агитировал за создание новых моделей автомобилей и 1.5-литрового мотора. Всё это наложило свой отпечаток на нынешний концепт класса гран туризмо.

-8

Главным конструктором «Туриста» был А.Веселов, который максимально унифицировал кабриолет с седаном. На завод тогда попал заднемоторный Рено Флорид, от которого отечественные специалисты почерпнули конструкцию крыши. Она была пластмассовая и снималась/ставилась вручную. В стенах завода сделали две пробные вариации «Туриста» из подручных материалов. Кузовщина местами была уникальной, если не сказать кустарной. Также был создан экспериментальный Москвич-407 с облегчёнными навесными панелями кузова. Все эти ТС пошли в полевые испытания. Любопытно, что примерно в те же годы полным ходом шли работы по созданию советского инжектора, разработка которого основывалась на немецких технологиях.

-9

Постепенно шло развитие завода МЗМА в различных направлениях. Создавали проекты новых автомобилей, двигателей, технологий. А на «Туриста» времени практически не осталось, что и решило его судьбу. В итоге этот некогда перспективный кабриолет пришлось «закрыть». До сих пор ходят слухи, что было собрано не два, а целых пять автомобилей разного цвета и комплектаций. Но официальные данные всё же говорят об обратном. В итоге «Турист» 408 так и не пошёл в серию, но был серьёзным катализатором разработки двигателя Москвич-412.