В древнем Китае бани не делились на женские и мужские, но когда население перевалило за миллиард — все поняли, что это была ошибка.
Прежде чем прочесть следующую новость, рекомендую сесть поудобнее, налить себе чашечку чаю или даже чего покрепче, выдохнуть и обязательно приготовить веревочку. (Зачем веревочка — объясню позже. Можно даже ленточку. Мыла не надо, если что.)
Итак, новость.
Банк международных расчетов (такая учетная штука, которая мировые деньги отслеживает) обнародовал данные долга стран по отношению к ВВП:
4 место — Германия — 195%. Да, немцы прожрали два полных годовых своих заработка. Отдать эти деньги невозможно. Совсем.
3 место — Великобритания — 257% ВВП. То есть бритты «съели» своих детей, внуков, правнуков и еще парочку поколений.
2 место — США — 263,6% ВВП. Ну, про то, сколько это в деньгах, мы в курсе. Триллионы триллионов. Циферки растут каждый день.
1 место — Китай — 295% ВВП. Бинго!
Ссылки я редко даю, но в этом случае вот.
Теперь выдохнули, глотнули приготовленного напитка и взяли в руки веревочку. Привязали покрепче отвалившуюся челюсть от греха подальше и продолжаем читать.
Как вообще получилось, что у «великого экономического китайского чуда» оказалась такая чудовищная задолженность? Ведь Китай-то не маленький. И их экономика — вторая в мире, после США.
Вот тут нужна маленькая сказочка.
Жил-был Китай. И был он такой бедный, что кушать нечего было. Люди жили в шалашах и пещерах. И даже саранча боялась залетать на территорию страны. Ибо сожрут. Возможно, сырыми, а эстеты пожарят и польют соевым соусом.
А потом к Китаю пришли США. И сказали, что построят заводы и дадут работать. Правда, условие — товары с китайских заводов должны быть дешевые. Тогда их покупать будут. Поэтому рабочим китайским платить будут. Но не больше двух чашек риса.
Китай был очень голодный. А две чашки риса лучше, чем случайно залетевшая саранча. И согласился. Прошло немного времени, появилось немного риса. Но тут в США, да и в Европе что-то заподозрили. Слишком много заводов стало базироваться в Китае. И стали белые господа беспокоиться, что на фабриках работают дети, а китайцы за две чашки риса спят у станков. Появилась угроза блокады китайских товаров. А это прибыль для некоторых белых господ.
И тогда опять пришли США к Китаю и предложили всех накормить. Надо просто слегка больше доплачивать китайцам, и тогда все сыты будут. Откуда денег взять? Так занять.
Китай очень любил свой народ. И очень любил деньги. Он решил попробовать немного. И получилось. А заодно, понимая, что китайцев как-то много (около полумиллиарда на момент запрета), ввели правило: одна семья — один ребенок. Это в городе. В деревне можно двоих. А для простого воспроизводства надо троих в каждой семье. Ну да это так, мелочь. (Сколько китайцев на самом деле, и сколько на самом деле должен Китай, как бы не 500–800% — это великая китайская тайна.)
Дальше людей надо было переселить из пещер. Строить города. Но вот беда — своих ресурсов в стране просто нет. Китайцы есть, а ресурсов нет. Ни хорошего коксующегося угля, ни хорошей металлической руды, ни многого другого. Пытались, конечно, добыть побольше стали. И даже в каждом дворе плавильня стояла. Но в плавильне только дешевый чугун получается. А для стали нужны и добавки, и технологии. (Кстати, этот чугун потом по дешевке Германия забрала, если что.)
Призадумался Китай. И решил еще немножечко занять на ресурсы. А чтобы хоть слегка отбить расходы, вознамерился поднять зарплаты китайцам. Чтобы и внутри страны экономика крутилась. Правда, опять беда. Поднимешь зарплату — так и товары станут дороже. И их покупать не будут.
Что же делать? Вуаля, делаем эмиссию. Внутрь страны запускаем много-много вкусных юаней. А чтобы инфляция также не задрала цены, искусственно юань придерживаем, занижая стоимость валюты. И заодно еще немножечко занимаем.
Вот так и было создано «великое китайское экономическое чудо». Работающий «как не в себя» печатный станок с необеспеченными деньгами, куча долгов, дикая завязка на США и Европу, безумная зависимость и невозможность привести все в норму, если вдруг обман раскроется. Потому что в какой-то момент Китай все-таки понял, что денег-то не отдать.
Да, миру предлагалась не резаная бумага, как в США. Но очень дешевые китайские товары часто слишком мало прибавочной стоимости имеют, чтобы оправдать усилия по производству.
А теперь у нас в мире кризис. Основанный на перепроизводстве. А перепроизводство было основано на желании необоснованного обогащения. И на том, что товары на самом деле стоили дешевле себестоимости. (Да, именно поэтому у нас в России часто товары стоят дороже, чем в США и ЕС. Они просто стоят реальных денег.)
Так получается, что чудес в этом мире не бывает. Надо просто долго и упорно работать. И кстати, стирать пакетики, как в СССР, — не самая плохая идея. Только пакеты должны быть такого же советского качества. Заодно и таких проблем с мусором не будет. И с перепроизводством.
Я к чему это все вообще?
Когда вам кто-то рассказывает, какой могучий Китай, когда вам подсовывают картинку, что именно по юаням мы теперь валюты будем мерить и все будет хорошо — вам врут. Ну, или просто не знают. Спросите у этих людей, а знают ли они, что Китай должен денег больше, чем США.
В ближайшие годы Китай вместе с кучей других стран ждет экономический шок. Даже если они потихоньку из-под США вылезут — все равно останется дилемма, что делать с товарами. Покупательная способность людей в мире падает, а держать низкие цены на товары, демпинговать — больше невозможно. Ибо нужны деньги для поддержки уровня жизни в самом Китае.
Ну и последнее. В России долг 120% от ВВП. Однако, благодаря Кудрину, долг этот не эмиссионный, а берется из кубышки, то есть из реально заработанных, а не пустой печатный станок.
Китай по мере сил пытается нам помочь выстоять. Ведь это шанс и для них. Но многое сделать не может. Просто потому, что экономика такая же дутая, как и у США.
Ну да справимся. Где наша не пропадала? А наша пропадала везде. Только вот не пропала.