Математика вызывает у многих детей и взрослых страх и беспокойство. Учить ее хотят немногие, что сказывается на интеллекте людей. Но почему так происходит?
Многие наши интеллектуальные традиции восходят к этому времени и месту, от научного использования греческих букв до принятия греческого термина «академия» в качестве хранилища знаний нашего общества. Древние греки считаются мыслителями, которые объединили искусство, науку и религию, поскольку они «стремились понять мир при помощи логики и математики». Но это зависит от того, как вы смотрите на логику и математику.
Логично ли предполагать, что «все есть число», как это делали пифагорейцы? Это привело их к приданию определенным числам особого статуса и отказу от нуля как числа. Хотя отрицательные числа были приняты в китайской и индийской культурах, древние греки их не использовали.
Почему нам пора перестать мыслить, как греки?
Что на самом деле божественного в пропорции, иногда известной как золотое сечение? Хотя мы часто придаем этой идее значимость, нет никаких доказательств того, что все прекрасное в природе следует этой математически выведенной геометрии, как утверждали ученики Евклида. Греки обычно приписывали мистические силы формам и фигурам: Платон описал 12-гранный додекаэдр как форму, которую Бог использовал «в качестве модели для деления Зодиака на 12 частей». Но в этой геометрической форме нет ничего святого. Иногда форма — это просто форма.
Возводить такие идеи на пьедестал проблематично, потому что это создало облако благоговения и «непохожести» вокруг математики. Это отразилось на том, как мы ее преподаем и как она воспринимается. Математика наделена почти священным статусом.
Из-за этого большое число школьников приходят к пониманию того, что математика — это «просто не мое». В Великобритании 36 процентов детей в возрасте от 15 до 24 лет испытывают беспокойство по поводу математики. Некоторые молодые люди даже испытывают чувство «отчаяния и ярости» по поводу математики. Данные показывают, что это беспокойство сохраняется и во взрослом возрасте, равно как и отказ от использования математики в жизни. Только 20% взрослых в Великобритании говорят, что гордились бы, если бы их ребенок хорошо разбирался в математике, тогда как хорошее чтение и письмо у школьников вызывают гордость у 50% опрошенных.
Введение негреческого, более утилитарного подхода к математике могло бы помочь справиться с этой проблемой. Шумерские строители использовали то, что мы называем теоремой Пифагора, для создания прямых углов задолго до появления греков. Вавилоняне использовали алгебру в качестве инструмента для расчета налогов. Во времена древних греков индийские мыслители использовали отрицательные числа для расчета долгов.
Математика — это социально полезная наука, она нужна каждому. Это не религиозное движение. Возможно, нам следует решить эту проблему, как это делали древние шумеры, добавляя математику в гуманитарные науки, а не в естественные. Может быть, тогда математика, наконец, будет принадлежать всем нам.