Найти тему
Время Романовых

Доходный дом Лидваль. Памятник северного модерна.

В Петербурге (точнее исторической его части) куда ни глянь - всюду будут доходные дома. Когда-то в городе нельзя было купить квартиру, можно было либо сразу заниматься строительством собственного дома, либо снять жилье внаём. Так и пошел спрос на доходные дома, где снимали квартиры вплоть до самых именитых петербуржцев. Сегодня речь пойдёт об одном из таких зданий, которое называли манифестом северного модерна, особого стиля архитектуры, имеющего самое прямое отношение именно к Санкт-Петербургу. Итак, доходный дом Лидваль.

Адрес у этого дома необычный: Каменноостровский проспект 1-3а/Малая посадская улица 5/Кронверкский проспект 15. Как так? Но стоит взглянуть на прикрепленный выше план и по форме здания сразу становится понятно, отчего он располагается сразу на трёх улицах.

Участок этот никогда не был пустым. Владельцы сменялись, перестраивались и их дома. В середине 19 века здесь даже располагался завод бронзовых изделий купца Кумберга. В 1898 году участок был куплен в кредит Ида Лидваль, мать архитектора Фёдора Лидваля. Сама Ида была вдовой владельца швейного дела «Лидваль и сыновья», заказчиками у которых были и представители императорского дома, и, например, семья Юсуповых.

Конечно, именно сыну она доверила строительство на полученной территории. Работы начались очень быстро, а полностью все строительство продолжалось с 1899 по 1904 годы. Интересно, что здание на Каменноостровском проспекте было первой самостоятельной постройкой Фёдора Лидваля. 

-2

Лидваль тогда был ярким представителем стиля «северный модерн». Это довольно мрачное (но не готическое), немного грубоватое направление в архитектуре, сочетающее в себе романтику и фольклорные мотивы.

Здание состоит из четырёх разноэтажных корпусов, объединённых курдонёром (парадным двором перед зданием). Кроме жилых корпусов во дворе был построен каменный двухэтажный каретный сарай. Архитектор в своей задумке неоднократно старался переиначить привычную симметрию, смещая оси и не повторяя противоположно стоящие элементы. Цоколь дома по всему периметру сложен из гладко обработанных плит красного гранита, облицовка нижних этажей и архитектурные детали выполнены из «горшечного камня» светлого зеленовато-серого цвета. В отделке также применялась разнофактурная штукатурка и гладкая керамическая плитка. На рельефах изображены птицы, звери, растения - типичные признаки северного модерна. Кованые перила балкона первого этажа выполнены в виде буквы «L» (Lidvall). В центре рельефного украшения над центральным порталом — дата окончания строительства главной части комплекса. 1902 год.

-3

Несмотря на то, что общий план дома имеет неправильную форму, Лидвалю удалось обойтись без комнат с острыми и тупыми углами. Неудобные помещения использовались как вспомогательные. Все квартиры были одинаково благоустроены и отличались лишь величиной, по этажам и выходом окон на стороны света. Северное трехэтажное крыло являлось семейным особняком Лидвалей. 

Полы в квартирах были мозаичными и паркетными, частью с рисунком и фризами. В комнатах правого и левого флигелей стены и потолки были деревянными — из дуба и березы. В ванных комнатах последнего корпуса были французские кухонные очаги и фаянсовые умывальники. Окна в доме — как цельные, так и решетчатые, в них вставлялись стёкла с алмазной гранью. В парадных устанавливались мраморные и изразцовые камины, в квартирах — голландские и русские майоликовые печи. В каждом корпусе были комнаты для швейцаров, дворников и машинистов, приёмные комнаты, прачечные, гладильные, установлены машины электрического освещения и водяного отопления, а также лифты.

Здание было премировано на первом городском конкурсе «лучших фасадов» в 1907 году. В последующие годы Лидваль стал одним из ведущих петербургских архитекторов, внесших значимый вклад в развитие северного модерна в Петербурге.

-4

Конечно, не обошлось и без именитых жильцов. Здесь жили: архитектор Постельс, генерал-адъютант Куропаткин, архитектор Гавеман, архитектор Вайтенс, профессор Горбов, художник Петров-Водкин. С 1915 по 1930 годы здесь проживал актёр Юрьев. В послереволюционное время в доме Лидвалей поселились литературовед Державин с женой балериной Анисимовой, академик Теренин, оперный певец Фрейдков, педиатр Абезгауз, композитор Богданов-Березовский.

Сама Ида Лидваль жила в этом доме до своей смерти в 1915 году, а ее сын архитектор – вплоть до своей эмиграции в 1918 году. Говорят, что Лидваль, несмотря на то, что в Петербурге по его проектам было построено более 30 зданий, этот дом на Каменноостровском проспекте считал своим любимым. И находясь в эмиграции, беспокоился о его сохранности и постоянно осведомлялся, как складывается его судьба при советской власти.

-5

После революции квартиры доходного дома были оборудованы под коммунальные, сюда заселили простых людей с окраин города. Некоторым прежним жильцам позволили остаться (и, конечно же, при этом потесниться), но были и те, кого выселили, причем, увозить с собой мебель, картины, предметы интерьера выезжавшим не разрешалось. Согласно сохранившимся документам, в квартире покойной Иды Лидваль поселили Коровина с женой и дочерьми и Антипова. Комнату, в которой находились вещи Иды Лидваль, закрыли и опечатали.

-6

Кроме того, в здании располагались различные организации.

Сейчас в доме Лидваль, как и в дореволюционные времена, живут обеспеченные люди. Квартиры здесь стоят дорого, ведь, помимо того, что здание расположено в самом центре Питера в непосредственной близости от метро, жилищные условия тут тоже неплохие. В доме отличная шумоизоляция, высокие потолки, большие окна, светлые просторные помещения. Да и квартир немного: в каждой парадной всего лишь около десятка.