Могут ли общественные советы при органах власти контролировать органы власти, если они ими же и создаются?
Эта тема обсуждалась на заседании круглого стола, проводился который комиссией Общественной палаты России по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив. Заседание проходило в онлайн-формате, потому принять участие в нём смогли представители региональных Общественных палат разных субъектов Федерации.
Федеральное законодательство предоставляет возможность гражданам, входящим в составы общественных советов при органах власти (федеральных, региональных), контролировать их деятельность. Теоретически такая возможность существует. Но вопрос – кем формируются советы и насколько они самостоятельны в своих действиях? Иначе говоря: а есть ли возможность организовать независимый общественный контроль над институтами государственного управления?
Опыт по стране разный на сей счёт. Но во многих регионах ведомства сами формируют персональные составы советов, понятно, заранее думая о будущем характере взаимоотношений с ними. Никто в министерствах и ведомствах проблем себе создавать не желает. Полной лояльности от общественных советов не ждут (кто поумнее из руководителей), но и своими руками, образно говоря, создавать в своём тылу неуправляемую группу общественных контролёров, мало кто желает.
Понятно, что качество общественного контроля напрямую зависит от состава участников советов. Потому чтобы не пойти по пути формального наличия общественных советов требуется разработка федерального закона, который бы чётко регламентировал механизм их формирования, создавая советы на конкурсной основе и с участием тех же региональных Общественных палат.
Такой модельный закон о формировании общественных советов при органах власти субъектов Российской Федерации сейчас и разрабатывает Общественная палата России. Заместитель секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб, ведший онлайн-конференцию, попросил участников заседания после того как они получат проект модельного закона, предложить его для рассмотрения в региональных парламентах. Он напомнил, что собственные законы об общественных советах или общественном контроле приняты в редких субъектах Федерации.
О работе общественных советов в Карелии я представил самую краткую информацию для участников круглого стола. У нас в республике при 60 органах федерального и регионального управления созданы 26 общественных советов. Но тут следует уточнить, что преимущественно они действуют при республиканских органах исполнительной власти. Тогда как территориальные подразделения федеральных ведомств, работающие в Карелии (их 39), создали всего 9 общественных советов. Впрочем, повторюсь, наличие общественного совета при органе власти не всегда есть свидетельство общественного контроля за данным институтом власти.
Анатолий Цыганков