В жизни на Земле мало единичных случаев - редко один вид может похвастаться чертой или способностью, которой не обладает ни один другой. Но человеческий язык - одна из таких странностей. Наша способность использовать тонкие комбинации звуков, производимых нашими голосовыми связками, для создания слов и предложений, которые в сочетании с грамматическими правилами передают сложные идеи.
В 1950-х годах предпринимались попытки научить шимпанзе “говорить” некоторые слова, но они потерпели неудачу. И поскольку никакие другие живые родственники не могут общаться так, как мы, это сделало понимание происхождения языка сложной проблемой.
Но Адриан Мегердичян, приматолог из Французского национального центра научных исследований и Университета Экс-Марселя, считает, что жесты могут стать ключевой вехой в эволюции языка — и это то, что у нас есть общего с другими приматами.
Жесты более важны для языка, чем привыкли считать лингвисты.
Многие виды приматов используют жесты для общения с другими членами своих групп. Было замечено, что дикие шимпанзе используют по меньшей мере 66 различных сигналов и движений рук для общения друг с другом. Поднять ногу в сторону другого шимпанзе означает “залезай на меня”, в то время как поглаживание их рта может означать “дай мне предмет”. В прошлом исследователи также успешно обучали обезьян более 100 словам на языке жестов. “Идея состоит в том, чтобы смотреть на язык не просто как на речь, а рассматривать его как совокупность многих когнитивных свойств”, - говорит Мегердитчян.
Большинство языковых свойств связаны с асимметричной организацией человеческого мозга между двумя полушариями. Учитывая, что жесты у приматов, по-видимому, включают в себя несколько ключевых свойств, лежащих в основе разговорной речи, Мегердитчян хочет посмотреть, претерпевают ли приматы подобную асимметрию мозга, когда они жестикулируют друг с другом. “Если вы хотите понять происхождение языка, вам нужно понять не только когнитивные способности и коммуникацию животных, но и специализацию их мозга по сравнению с людьми, и это то, что мы делаем у видов приматов”, - говорит он.
Учитывая, что и приматы, и люди могут общаться с помощью жестов, это дает возможность сравнить, как жесты связаны с асимметрией мозга для языка, и выяснить, существуют ли различия в том, как каждый вид общается. Мегердитчян изучает как взрослых, так и детенышей павианов, чтобы понять, какие жесты они усваивают и какие части их мозга могут быть задействованы. “Когда бабуины приглашают кого-то поиграть, они используют свои руки”, - говорит он. “Бабуины также могут указывать на еду, которую они хотят, и использовать взгляд, как это делают дети”.
У человеческих младенцев, которые учатся жестикулировать в отношении предметов еще до того, как научатся говорить, при этом, по-видимому, задействована левая сторона их мозга. Определенные области в левой части нашего мозга, такие как область Брока, особенно важны, когда мы говорим. Мегердитчян использует магнитно-резонансную томографию для изучения мозга детенышей бабуинов, чтобы увидеть, используют ли они аналогичную часть своего мозга, когда учатся жестикулировать. “Вопрос в том, что если язык у людей в основном находится в левом полушарии, то как насчет жестов у нечеловеческих приматов? Если это та же система, которая использовалась общим предком между нами, жест у бабуинов также может быть связан с этой специализацией левого полушария мозга у бабуинов ”.
Пока что ранние результаты 27 сканирований мозга детенышей павианов показывают, что его гипотеза верна, и обезьяны используют такие же асимметричные области мозга, когда жестикулируют, как и люди, когда жестикулируют и говорят.
Сравнивая эти результаты у бабуинов с другими приматами, включая людей, горилл, шимпанзе и обезьян, Мегердитчян надеется выяснить, имеют ли они схожую асимметричную систему в мозге для общения. Это может помочь определить, где на нашем эволюционном древе впервые возникла жестовая коммуникация и необходимые для нее структуры мозга, которые, возможно, посеяли семена нашего разговорного языка.
Обезьяны и люди используют схожие области мозга, когда они жестикулируют и говорят.
Сэндлер исследует взаимосвязь между физическим общением и составом человеческого языка. Она считает, что языки жестов могут дать некоторые подсказки к структуре человеческого языка и тому, как язык мог возникнуть у наших предков. В отличие от всех разговорных языков, которым тысячи лет и которые произошли от других древних языков, язык жестов может родиться всякий раз, когда у группы глухих людей есть возможность встретиться и пообщаться.
Могут ли шимпанзе складывать смысл таким образом, чтобы создать более высокий смысл? Пока ответ отрицательный у наших ближайших родственников. Однако Сэндлер обнаружил, что шимпанзе могут разделять и комбинировать некоторые жесты и выражения лица, что “является ступенькой к композиционности человеческого языка”.
Ученые до сих пор не знают, как и когда у наших предков возник язык, что является решающей загадкой в разгадке нашей уникальности. Но лучшее понимание того, как люди используют жесты и как общаются наши ближайшие родственники-приматы, может дать больше информации о том, как и когда мы научились говорить.