Найти тему
Семь вёрст не крюк

Прогулка к финской водяной мельнице недалеко от Санкт-Петербурга

Мельницы, как ветряные, так и водяные всегда привлекали и одновременно пугали людей. Ну а как иначе, ведь это же механизм между прочим, а мельник, хозяин этого механизма, не жнёт не пашет и живёт богато, не иначе как нечистая сила помогает. Число нечисти, которое народные придания расселили на мельницах вообще плохо поддаётся учёту: под мельничным колесом живет водяной, под днищем русалка моет волосы, на столбах сидят черти, а на крыше - вампир. А уж о чёртовых (заброшенных) мельницах и говорить не приходиться.

мельницы в музее деревянного зодчества в Суздале
мельницы в музее деревянного зодчества в Суздале

Однако век мельниц, благодаря техническому прогрессу, давно прошёл. И если ветряные мельницы ещё можно встретить в музеях деревянного зодчества, то от водяных мельниц остались в лучшем случае плохо идентифицируемые руины. Вот и мы, отправляясь посмотреть кирху в посёлке Победа, обнаружив на маршруте "старую финскую мельницу", ожидали увидеть что-то подобное. Но реальность превзошла наши ожидания.

-2

Нас ожидало двухэтажное здание, расположенное на гранитном основании прямо над отводом русла небольшой, но быстрой реки Гладышевки. К сожалению запущенность этого места и аварийное состояние строения хорошо заметны, а вход в него заколочен. Так что рассмотреть что находится внутри не получится. Хотя знак карточной масти "пики" на ставнях, а также забор и ворота с заявкой на декоративность, свидетельствуют, что когда-то у кого-то возникали мысли о придании мельнице туристического статуса.

"Злые языки" утверждают, что именно эту мельницу изобразил Валентин Серов, у которого поблизости имелась дача, на своей картине в 1902 году. Честно говоря, сколько мы не вглядывались, не смогли найти схожих черт картины и оригинала не в конструкции здания, не в изгибах реки.

Призвавши на помощь интернет, мы без особого труда выяснили, что первая мельница на этом месте была построена спустя 20 лет, после написания картины Серовым. Да и она сгорела спустя 10 лет. Новая мельница, здание которой и сохранилось до сих пор, была уже по сути электростанцией, т.к. мельничное колесо было подсоединено к электрическому генератору, от которого уже питалось все остальные механизмы.

Финская мельница, изображённая Валентином Серовым, предположительно располагалась несколько километров ниже по течению, в деревне Расватту (нынешнее название Сопки) и построенная в 50-х годах XIX века до наших дней не сохранилась.

Именно на посёлок Сопки надо ориентироваться путешествующим, если вы хотите посетить эту мельницу. Дело в том, что расположенная в паре сотен метров от Средневыборгского шоссе, всего в 8,5 км от развилки с Приморским шоссе в посёлке Серово, указанная достопримечательность не имеет никакого указателя и шанс проскочить мимо очень велик. Разве что в выходные дни дополнительным ориентиром могут служить припаркованные машины у отворота к мельнице. Кстати, посёлок Серово назван вовсе не в честь художника Серова).

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что "старую финскую мельницу" рассматривать как отдельную цель путешествия не стоит, как впрочем и подавляющее число достопримечательностей в этих местах. Но как один из объектов путешествия выходного дня, почему бы и нет.

Лайки и подписка не обязательны, но приветствуется)))