Найти тему

Налетай! Не скупись! Как не переплатить за товар «со скидкой»

День масштабных распродаж, или «чёрная пятница», традиционно приходится на конец года. Для многих покупателей это хорошая возможность сэкономить. Какова история появления традиции? Как не стать жертвой уловок и липовых скидок в периоды распродаж?

История

У термина «чёрная пятница» несколько значений. Сначала так назвали биржевой крах 24 сентября 1869 года. Когда из-за спекуляций рухнула цена золота, остановилась внешняя торговля, а зерно подешевело на 50%.

Также есть легенда о том, как в 1873 году хозяин одного магазина в США грозил уволить продавца по фамилии Вулворт, если тот не заработает за смену дневную выручку. Тогда сотрудник выложил на прилавок весь залежавшийся товар и поставил рядом табличку «Всё по 5 центов». Покупатели повелись на уловку и купили всю продукцию. Выручка магазина в тот день благодаря распродаже выросла в 6 раз.

Еще «чёрную пятницу» связывают с выражением «из красного в чёрное», так как красными чернилами в книгах учета записывали убытки, а черными - прибыльные операции.

«Чёрная пятница» в современном понимании - первая пятница после Дня благодарения в США, когда начинаются рождественские распродажи. Американская традиция сформировалась в 60-80 годах прошлого века и быстро распространилась по всему миру.

Подняли на 15%, снизили на 5%

Многие магазины в Беларуси также устраивают «чёрную пятницу». Есть несколько возможных уловок, которые могут применить продавцы во время массовых распродаж.

«За неделю-две до больших скидок товар может подорожать, допустим, на 15%. А в день «чёрной пятницы» скидка составит 5%. Уличить продавца в обмане непросто, если вы не следили за изменением цен ежедневно. Поэтому желательно до объявленной распродажи мониторить цены на интересующий вас товар, - советует маркетолог и SMM-специалист Александра СТРОЙНОВСКАЯ. - Вещи с большой скидкой надо тщательно осматривать на дефекты. Ведь бренды могут выставлять не самую лучшую продукцию на прилавок, а ту, которую им нужно побыстрее распродать, чтобы освободить склад. Либо покупатели в ажиотаже сами могут случайно испортить вещь и положить ее обратно на прилавок. Если вы приходите за покупками в магазин, то есть немалый шанс того, что в период распродаж будут работать одна-две кассы. Суть в том, что, пока вы стоите в очереди, теоретически можете положить к себе в корзину небольшие товары, которые расположены близко к кассе: носки, аксессуары и т. д. А на них скидки даже во время массовых распродаж небольшие. Если обычные магазины для привлечения внимания используют цветные баннеры, то интернет-магазины на своих сайтах ставят таймеры. Это психологически влияет на покупателя: осталось мало времени на покупку - мне надо поторопиться. И, конечно, не стоит забывать о мошенниках. Одна из ловушек - поддельные сайты, по дизайну похожие на популярные интернет-магазины. Такие страницы завлекают покупателей большими скидками. Невнимательный пользователь «клюет» на рекламу и оплачивает товар, который никогда не получит».

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Средний чек во время распродаж в «чёрную пятницу» в 2021 году в Беларуси составил 312 рублей.Чаще всего белорусы покупают предметы интерьера, электронику, косметику и книги.Самое активное время покупок - с 18:00 до 21:00.Предлагаемые магазинами скидки в рамках «чёрной пятницы» в среднем составили 33%. Однако это касалось ограниченного ассортимента и количества товаров.Интерес к «чёрной пятнице» за последние 3 года упал на 49%.

По данным международного скидочного сервиса Picodi.