В правительстве Югры прошло расширенное заседание организационного комитета по подготовке и проведению в автономном округе мероприятий, посвященных Десятилетию детства в Российской Федерации. Тема заседания: «Индекс детского благополучия в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре: результаты исследования и пути развития». Предваряя разговор, заместитель губернатора Югры Всеволод Кольцов напомнил, что Югра второй год участвует в реализации пилотного проекта «Индекс детского благополучия», разработанного фондом Тимченко совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации при поддержке Агентства стратегических инициатив, экспертного сообщества ведущих вузов, Общественной палаты России. Цель проекта — разработать объективный, универсальный инструмент, который позволит анализировать положение детей в России и регионах. За два года в опросе приняли участие порядка 45 тысяч югорчан (детей и родителей). «Благодарю представителей Югорского и Нижневартовского государственных университетов за включенность в реализацию проекта в части интерпретации результатов опросов детей и родителей в целях максимального использования полученного массива данных, — продолжил Всеволод Кольцов. — Отмечу, результаты социологического исследования 2021 года детально рассмотрены профильными ведомствами сферы детства, органами местного самоуправления, обсуждены с родителями на детско-родительских конференциях, состоявшихся в общеобразовательных организациях в первом квартале 2022 года. Выработаны практические решения использования результатов исследования в интересах юных югорчан». Генеральный директор фонда Тимченко Мария Морозова отметила, что индекс детского благополучия — это согласованная система показателей для оценки качества жизни детей, основанная на анализе регулярно собираемых статистических данных и социологических исследований с участием детей и родителей. «Собранный материал, и особенно его репрезентативность на уровне муниципалитетов, уникальны для России, — заявила докладчик. — Наша дальнейшая задача — суметь применить его». В 2022 году количество регионов-участников проекта выросло до восьми (Алтайский край, Югра, Республика Башкортостан, Карелия, Ленинградская, Тамбовская, Калининградская и Ульяновская области), количество анкет детей достигло 132 тысяч, анкет родителей — 115 тысяч. В Югре собрано 9 692 анкеты детей в 2021 году, и 12 249 анкет — в 2022 году. По словам директора центра полевых исследований института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы Дмитрия Рогозина, опрос носит анонимный характер, все данные исследования используются только в обобщенном виде. Старший научный сотрудник института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы Анна Ипатова представила результаты опроса детей в Югре в 2022 году. «Самые активные участники опроса — подростки 14 лет, — привела она данные. — Подростки, как правило, совместно проживают с тремя и более членами семьи и считают свой дом безопасным местом. Абсолютное большинство детей уверенно заявили, что в жизни они добьются успеха. В то же время считают, что взрослые уделяют им мало внимания. Накануне в фокус-группе с детьми на базе библиотеки школы № 4 Ханты-Мансийска состоялось обсуждение результатов пилотного исследования доменов индекса детского благополучия, в котором школьники участвовали. Дети отметили, что им было важно и полезно участвовать в опросе, по их мнению, это позволило им соотнести себя с окружающими — как взрослыми, так и сверстниками, лучше понять их. Кстати, участники фокус-группы просили донести их ответы до взрослых — учителей, родителей, представителей органов власти. Им важно, чтобы мы, взрослые, понимали их». «Мы обязаны оправдать ожидания детей, — резюмировал в заключение Всеволод Кольцов. — У нас нет готового ответа, что сделать, чтобы оправдать ожидания наших детей, работа требует глубочайшего погружения, в том числе научного, управленческого. Результаты этой работы должны стать базой для изменения наших планов и программ в сфере детства».