Найти тему
Кино и немцы

«Смотрите, как они бегут» (See How They Run), 2022

кадр из фильма «Смотрите, как они бегут» (See How They Run), 2022
кадр из фильма «Смотрите, как они бегут» (See How They Run), 2022

О чем это кино? О постмодернизме! Да, именно так. О доминировании контекста над текстом и о первичности интерпретации над фактом.

Интерпретаций и аллюзий в фильме предостаточно. Начиная с названия. Если верить кинопоиску, пьеса «Мышеловка», вокруг постановки которой и вертится сюжет фильма ( что само по себе уже показательно), раньше была радиоспектаклем с названием, позаимствованого у известного в ту пору в тех краях детского стишка, откуда уже и взята строчка для названия фильма: See How They Run.

Подобными наворотами весь фильм пронизан просто насквозь. Сомневаюсь, чтобы хоть один персонаж поименован там просто из головы. Тот же детектив Стоппард, согласно тому же кинопоиску, назван в честь драматурга Стоппарда, написавшего в свое время пародию на все ту же «Мышеловку».

Зачем все это? Ну, во-первых, хотя бы для того, чтобы зритель мог поназамечать эти щедрой рукой рассыпанные пасхалки и погордиться какой он умный и эрудированный. А во-вторых, дать тому же зрителю понять, что все, что он тут смотрит с таким интересом, до этого было десять раз написано, поставлено и снято. И все что остается создателям, это конструировать те же самые кубики во все более забавных комбинациях.

В третьих... Не дает людям покоя мысль, что и реальность не более чем череда придуманных кем-то конструктов. Есть мол талантливые безумцы, навеватели сна золотого, им мы и обязаны за всю ту придуманную виртуальность, обросшую реальной плотью жизнь. Именно об этом кульминационная сцена перестрелки с преступником, почти один в один повторяющая описание героем Броуди финальной сцены фильма, который тот хотел бы снять.

Так все вроде бы и закольцовано. За одной матрешкой спрятана следующая, а в качестве сердцевины нам подсовывают ту, что снаружи. Как будто самой реальности как таковой и нет вовсе. Однако это не так, реальность существует. И вот ведь поворот, носитель той самой «реальной реальности» человек, причастный к жизненной истории, явившейся отправной точкой для всех последующих наворотов и придумок, оказывается злодеем и преступником. А мотивом преступления стал бунт реальности против интерпретаций.

Есть впрочем одно существенное «но». Кто они, эти создатели, ткущие новое полотно бытия? Писатели, режиссеры, артисты. Богема. Акробаты и шуты. Что им всем свойственно такого, что всех их объединяет? Смею утверждать, что объединяет их одно качество, и называется оно безответственность. Люди, занимающиеся реальным делом, должны опираться на реальную действительность, какой бы она ни была. Держаться корней, так сказать. О чем и предупреждает раз за разом свою неопытную помощницу детектив Стоппард. И когда та не следует его предупреждениям, кончается все плохо. По крайней мере, для детектива Стоппарда.

Так что, резюмируя вышесказанное, не все так однозначно в этом мире. В кино обилие ужимок и прыжков только на пользу, но по жизни сову на глобус натягивать следует с осторожностью. Чему и учит нас сей замечательный фильм.