О чем это кино? О постмодернизме! Да, именно так. О доминировании контекста над текстом и о первичности интерпретации над фактом.
Интерпретаций и аллюзий в фильме предостаточно. Начиная с названия. Если верить кинопоиску, пьеса «Мышеловка», вокруг постановки которой и вертится сюжет фильма ( что само по себе уже показательно), раньше была радиоспектаклем с названием, позаимствованого у известного в ту пору в тех краях детского стишка, откуда уже и взята строчка для названия фильма: See How They Run.
Подобными наворотами весь фильм пронизан просто насквозь. Сомневаюсь, чтобы хоть один персонаж поименован там просто из головы. Тот же детектив Стоппард, согласно тому же кинопоиску, назван в честь драматурга Стоппарда, написавшего в свое время пародию на все ту же «Мышеловку».
Зачем все это? Ну, во-первых, хотя бы для того, чтобы зритель мог поназамечать эти щедрой рукой рассыпанные пасхалки и погордиться какой он умный и эрудированный. А во-вторых, дать тому же зрителю понять, что все, что он тут смотрит с таким интересом, до этого было десять раз написано, поставлено и снято. И все что остается создателям, это конструировать те же самые кубики во все более забавных комбинациях.
В третьих... Не дает людям покоя мысль, что и реальность не более чем череда придуманных кем-то конструктов. Есть мол талантливые безумцы, навеватели сна золотого, им мы и обязаны за всю ту придуманную виртуальность, обросшую реальной плотью жизнь. Именно об этом кульминационная сцена перестрелки с преступником, почти один в один повторяющая описание героем Броуди финальной сцены фильма, который тот хотел бы снять.
Так все вроде бы и закольцовано. За одной матрешкой спрятана следующая, а в качестве сердцевины нам подсовывают ту, что снаружи. Как будто самой реальности как таковой и нет вовсе. Однако это не так, реальность существует. И вот ведь поворот, носитель той самой «реальной реальности» человек, причастный к жизненной истории, явившейся отправной точкой для всех последующих наворотов и придумок, оказывается злодеем и преступником. А мотивом преступления стал бунт реальности против интерпретаций.
Есть впрочем одно существенное «но». Кто они, эти создатели, ткущие новое полотно бытия? Писатели, режиссеры, артисты. Богема. Акробаты и шуты. Что им всем свойственно такого, что всех их объединяет? Смею утверждать, что объединяет их одно качество, и называется оно безответственность. Люди, занимающиеся реальным делом, должны опираться на реальную действительность, какой бы она ни была. Держаться корней, так сказать. О чем и предупреждает раз за разом свою неопытную помощницу детектив Стоппард. И когда та не следует его предупреждениям, кончается все плохо. По крайней мере, для детектива Стоппарда.
Так что, резюмируя вышесказанное, не все так однозначно в этом мире. В кино обилие ужимок и прыжков только на пользу, но по жизни сову на глобус натягивать следует с осторожностью. Чему и учит нас сей замечательный фильм.