Найти тему
Economista Internacional

Урок 5. Микроэкономика 2

Это бесплатный курс по экономической теории и микроэкономике, рассчитанный на 2 недели интенсивных занятий, который также по своей структуре является конспектом объёмного учебника.

Содержание:

  1. Теория издержек производства..
  2. Теория чистой (совершенной) конкуренции. Максимизация прибыли.
  3. Теория чистой (естественной) монополии.
  4. Теория монополистической конкуренции.

Закон убывающей отдачи гласит, что, начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает уменьшающийся добавочный, или предельный, продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса. Иначе

Следует подчеркнуть, что закон убывающей отдачи основан на предположении, согласно которому все единицы переменных ресурсов, например, рабочие, качественно однородны, т.е. предполагается, что каждый добавочный рабочий обладает такими же умственными способностями, координацией движений, образованием, квалификацией, трудовыми навыками и т.д.

своего максимума и начнет уменьшаться. Предельный продукт показывает величину изменения общего объема производства, связанного с присоединением каждой добавочной единицы труда. Средний продуктэто просто объем производства продукции в расчете на одного рабочего. Кривая предельного.

Закон убывающей предельной отдачи: а – общий продукт; б – предельный продукт.
Закон убывающей предельной отдачи: а – общий продукт; б – предельный продукт.

Когда общий продукт достигает максимальной точки, предельный продукт равен нулю. А когда общий продукт начинает снижаться, предельный продукт приобретает отрицательное значение.

Постоянными (FC) называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменений объема производства.

Переменными (VС) называются такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства.

Сумма постоянных и переменных издержек при каждом данном объеме производства есть общие издержки (ТС).

Средние издержки (АС) издержки в расчете на единицу продукции.

Предельные издержки (МС) — это дополнительные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции.

-2

Положительный эффект масштаба. По мере роста размеров предприятия целый ряд факторов начинает действовать в направлении снижения средних издержек производства.

1. Специализация производительного труда.

(Повышение уровня специализации используемого труда становится возможным по мере роста размеров предприятия. «Мастер на все руки», обремененный пятью или шестью различными заданиями, вряд ли сможет стать столь же опытным в каждом из них. Получив возможность сосредоточиться на выполнении одного задания, тот же самый рабочий сможет работать гораздо производительнее. Наконец, более высокий уровень специализации труда исключает потери времени на переход рабочего от одного задания к другому.)

2. Специализация управленческого труда.

(Большие масштабы производства позволяют также лучше использовать труд специалистов по управлению благодаря его более глубокой специализации. Расширение масштаба операций будет означать, что специалист по маркетингу сможет полностью посвятить себя контролю за сбытом и распределением продукции, тогда как для выполнения других управленческих функций будут дополнительно привлечены соответствующие специалисты. В конечном счете, специализация управленческого труда приведет к повышению эффективности и снижению издержек производства единицы продукции.)

3. Эффективное использование капитала.

(Мелкие фирмы неспособны воспользоваться наиболее эффективным с технологической точки зрения производственным оборудованием. Машины для производства многих видов продукции можно купить лишь в очень крупных и крайне дорогих комплектах. Более того, эффективное использование этого машинного оборудования требует больших объемов производства. Значит, только крупные производители могут позволить себе приобрести и эффективно эксплуатировать лучшее оборудование.)

4. Производство побочных продуктов.

(Организатор крупномасштабного производства располагает более широкими возможностями для производства побочной продукции, чем мелкая фирма. Большая фабрика по упаковке мяса изготавливает клей, удобрения, лекарственные препараты и целый ряд других продуктов из тех отходов, которые более мелким производителем были бы выброшены за ненадобностью.)

Средние совокупные издержки (АТС) - это совокупные затраты в расчете на единицу продукции, которые обычно используются для сравнения с ценой.

Отрицательный эффект масштаба. Со временем расширение фирмы может привести к отрицательным экономическим последствиям и, следовательно, к росту издержек производства на единицу продукции.

В случае если положительный эффект масштаба невелик, а отрицательный возникает очень быстро, минимальный эффективный размер определяется небольшим объемом производства. В такого рода отраслях имеющийся объем потребительского спроса будет поддерживать существование значительного количества относительно мелких производителей. В эту категорию

Модели рынка

В рыночной экономике имеют место 4 основные модели рынка:

1) чистая конкуренция;

2) чистая монополия;

3) монополистическая конкуренция;

4) олигополия.

-3

Цена и средний доход — это одно и то же, рассмотренное с разных точек зрения. Валовой доход при любом уровне продаж определяется путем умножения цены на количество продукции, которое фирма может продать. Предельный доход постоянен в условиях чистой конкуренции, потому что дополнительные единицы могут быть проданы по постоянной цене.

Первый подход. При фиксированной рыночной цене перед конкурентным производителем стоят три вопроса:

1. Следует ли производить?

2. Сколько производить продукции?

3. Какая прибыль (или убыток) будет получена?

Второй подход. Фирме следует сравнить предельный доход (МR) и предельные издержки (МС) каждой последующей единицы продукции.

а — случай максимизации прибыли; б — случай минимизации убытков и закрытия. Случаи максимизации прибыли (а) и минимизации убытков и закрытия фирмы (б) показаны на основе принципа сопоставления валового дохода с валовыми издержками. Прибыли фирмы максимизируются (рис. 12.1, а) при таком объеме производства, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину. Фирма будет минимизировать свои убытки (рис. 12.1,6), производя такой объем продукции, при котором валовые издержки превышают валовой доход на наименьшую величину. Однако если нет производства, при котором валовой доход превышает переменные издержки, фирма будет минимизировать убытки в краткосрочном периоде путем закрытия.
а — случай максимизации прибыли; б — случай минимизации убытков и закрытия. Случаи максимизации прибыли (а) и минимизации убытков и закрытия фирмы (б) показаны на основе принципа сопоставления валового дохода с валовыми издержками. Прибыли фирмы максимизируются (рис. 12.1, а) при таком объеме производства, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину. Фирма будет минимизировать свои убытки (рис. 12.1,6), производя такой объем продукции, при котором валовые издержки превышают валовой доход на наименьшую величину. Однако если нет производства, при котором валовой доход превышает переменные издержки, фирма будет минимизировать убытки в краткосрочном периоде путем закрытия.

Фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки только в том случае, когда предельный доход равен предельным издержкам. Этот руководящий принцип максимизации прибыли называется правилом MR = МС.

Три отличительные черты правила MR = МС:

  • правило предполагает: а) фирма предпочтет производить, если предельный доход равен или превышает средние переменные издержки; б) фирмасочтет более предпочтительным закрыться, чем производить объем продукции, при котором MR = МС;
  • правило MR = МС является точным ориентиром максимизации прибыли для всех фирм, независимо от того, являются ли они чисто конкурентными, монополистическими, монополистически конкурентными или олигополистическими;
  • правило MR = МС можно сформулировать в несколько иной форме, если применять его для чисто конкурентной фирмы. Чтобы максимизировать прибыль или минимизировать убытки, конкурентной фирме следует производить в точке, где цена равна предельным издержкам (Р = МС). Это правило Р = МС является частным случаем правила MR = МС.
Положение фирмы, максимизирующее прибыль в краткосрочном периоде в условиях чистой конкуренции
Положение фирмы, максимизирующее прибыль в краткосрочном периоде в условиях чистой конкуренции
Положение фирмы, минимизирующее убытки в краткосрочном периоде, в условиях чистой конкуренции
Положение фирмы, минимизирующее убытки в краткосрочном периоде, в условиях чистой конкуренции

Положение закрытия фирмы и краткосрочном периоде в условиях чистой конкуренции
Положение закрытия фирмы и краткосрочном периоде в условиях чистой конкуренции
Сводная таблица определения конкурентного объема производства в краткосрочном периоде
Сводная таблица определения конкурентного объема производства в краткосрочном периоде

В долговременном периоде фирмы располагают достаточным временем, чтобы или расширить свои производственные мощности, или, что более важно, увеличиваться, или уменьшаться по мере того, как новые фирмы вступают или существующие фирмы покидают отрасль.

Долговременное равновесие достигнуто, если цена продукта будет в точности соответствовать каждой точке минимума средних валовых издержек фирмы и производство придется на ту же точку.

Чистая (совершенная) конкуренция и эффективность

В положении равновесия в долговременном периоде «все находится в равенстве»: MR (Р) - АС = МС. Это тройное равенство представляет более чем геометрический интерес. Оно говорит о том, что хотя конкурентная фирма может получить экономические прибыли или убытки в краткосрочном периоде, она будет просто покрывать свои издержки, производя в соответствии с правилом MR (Р) = МС в долговременном периоде.

Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества.

Второе: производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот оптимальный состав продукции, производился наименее дорогостоящим способом.

В конкурентной рыночной системе действует «невидимая рука».

Чистая конкуренция является предметом спора среди экономистов:

Одни экономисты утверждают, что чисто конкурентная экономика не способствует быстрому темпу технического прогресса.

Другие экономисты утверждают, что чистая конкуренция приводит к стандартизации продуктов, тогда как другие рыночные структуры — например, монополистическая конкуренция и (часто) олигополия — порождают широкий диапазон типов

Чистая (естественная) монополия — это когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Основные черты монополии:

1. Единственный производитель.

(Чистый, или абсолютный, монополист — это отрасль, состоящая из одной фирмы; единственный производитель данного продукта или единственный поставщик ресурсов.)

2. Нет близких заменителей.

(Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукп у монополиста или обходиться без него.)

3. «Диктующий цену».

(Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: опа «соглашается с ценой». Кон трастом выступает чистый монополист, диктующий цену: фирма осуще ствляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения.)

4. Вступление в отрасль в условиях чистой монополии заблокировано.

(В большинстве случаев регулируемые государством предприятия общественного пользования: газовые и электрические компании, водопроводная компания, компания кабельного телевидения и телефонная компа ния — являются естественными монополиями. Классическим примером частной чистой, нерегулируемой монополии является алмазный синдикат «Де Бирс», который эффективно контролирует от 80 до 85% мирового предложения алмазов.)

Чистая (естественная) монополия — это когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Естественные монополии вне конкуренции

В нескольких отраслях конкуренция затруднительна или просто неприменима: эти отрасли называются «естественными монополиями».

Минимальным эффективный размер предприятия может быть достигнут фирмой, доля которой в объеме внутреннего потребления очень мала. Это предполагает, что высокая степень отраслевой концентрации — чистая монополия — часто неоправданна с точки зрения эффекта масштаба производства.

В современной интерпретации естественные монополии сродни монополиям в сфере инфраструктуры.
Цена и предельный доход в условиях чистой монополии
Цена и предельный доход в условиях чистой монополии

И кривая отраслевого спроса не является совершенно эластичной, а, напротив, является нисходящей. Это означает:

1. Цена превышает предельный доход, т.е. чистая монополия может увеличивать свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Более того, тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого. Причина? Снижение цены будет отно-

2. Монополист диктует цену и объем производства, т.е. монополист неизбежно определяет цену, решая какой объем продукции произвести, т.е. одновременно выбирает и цену и объем производства.

На вопрос: какую комбинацию цены и количества на эластичном отрезке кривой спроса выберет чистый монополист? — ответ один — это зависит не только от спроса и предельного дохода, но и от издержек.

3. Максимизация прибыли, т.е. стремящийся к прибыли монополист использует то же логическое обоснование, что и стремящаяся к прибыли фирма в конкурентной отрасли. Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Общественная ценность монополии

Оценим чистую монополию с точки зрения общества в целом. Монополист:

1) сочтет выгодным продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чем сделал бы конкурирующий производитель;

2) максимизирующий прибыль, имеет своим результатом недораспределение ресурсов;

3) считает выгодным ограничить выпуск и, следовательно, использовать меньше ресурсов, что является оправданным с точки зрения общества.

Неэффективность тем больше, чем меньше конкурентов.

Например, согласно оценкам, неэффективность может составлять 6% или больше от издержек для монополистов, но только 3% — для «средней» олигополистической отрасли, в которой четыре крупнейшие фирмы производят 60% общего выпуска продукции.

Ценовая дискриминация имеет место, когда данный продукт продается по более чем одной цене и эти ценовые различия не оправдываются различиями в издержках. Экономические последствия ценовой дискриминации, по существу, двойственны. Первое: неудивительно, что монополист будет способен увеличивать свои прибыли, занимаясь ценовой дискриминацией. Второе: при всех остальных равных условиях дискриминирующий монополист будет производить больший объем продукции, чем не занимающийся дискриминацией монополист.

Равенство Рr(рыночная цена) = МС(предельные издержки), указывает на эффективное распределение ресурсов для этого продукта или услуги. Цена, при которой достигается эффективность распределения ресурсов, называется общественно-оптимальной ценой.

Большинство чисто монополистических отраслей являются естественными монополиями и поэтому подлежат общественному регулированию. В частности, цены и тарифы, которые могут назначать коммунальные службы, «железные».

---

Монополистическая конкуренция — это такая рыночная модель, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

Важные признаки монополистической конкуренции:

1) каждая фирма, обладая относительно небольшой долей всего рынка, имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой;

2) тайный сговор фирм с целью ограничения объема производства и повышения цен почти невозможен;

3) нет ощущения взаимной зависимости;

4) каждая фирма определяет сама свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. Реакцию конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной фирмы настолько мало, что у конкурентов не будет причины реагировать на действия фирмы.

Дифференциация продукта является одним из основных признаков монополистической конкуренции.

В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать свои прибыли или минимизировать убытки, производя такой объем продукции, который обозначен пересечением кривых предельных издержек (МС) и предельного дохода (MR).

-10

В краткосрочном периоде фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может либо получить экономическую прибыль, либо столкнуться с убытками.

В долговременном периоде для фирм, действующих при монополистической конкуренции, существует тенденция к получению нормальной прибыли, или, другими словами, к безубыточности. Равновесие, обеспечивающее полу-розничной торговли.

Недогруженные предприятия и потребители, наказанные за эту недогрузку высоким уровнем цен, — все это составляет издержки монополистической конкуренции.

При монополистической конкуренции цена превышает предельные издержки в условиях равновесия в долговременном периоде. Это означает, что дополнительные единицы этого товара общество оценивает выше, чем альтернативные продукты, которые с использованием тех же ресурсов можно было бы произвести.

Неценовая конкуренция

В какой-то период времени фирма может не иметь перспективы увеличения прибыли за счет снижения цены. Единственным выходом остается неценовая конкуренция:

1) улучшение качества продукта;

2) реклама;

3) различные приемы, стимулирующие сбыт.

На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыли.

В то время как дифференциация продукта приспосабливает продукт к потребительскому спросу, реклама приспосабливает потребительский спрос к продукта.

--------

Материал ориентирован на тех у кого нет средств или времени для полноценного обучения. Моя позиция, как автора конспекта заключается в том, что каждый должен иметь возможность получать знания.

Всё же для полноценного обучения рекомендую ознакомиться с данным учебником:

Носова, С.С., Микроэкономика. Макроэкономика : учебник / С.С. Носова. — Москва : КноРус, 2022. — 468 с. — ISBN 978-5-406-08680-3. — URL:https://book.ru/book/940650