Итак, возвращаемся к Белоруссии. Самое, пожалуй, большое впечатление на меня произвел там Музей Великой Отечественной, потому что он представляет собой старую музейную культуру, при которой в экспозиции выставлены экспонаты, а не интерактивные объекты. Я не раз писала, что считаю ошибочным выбор музейщиков в пользу энтертейнмента, то есть, развлечения, увеселения.
Все фото здесь и далее мои
Ты приходишь - в музее все светится, мигает, горит, можно все трогать, нажимать: там выскочит птичка, тут присвистнет снаряд. Все весело, шумно. И обязательно везде стоят, лежат, висят планшеты с бесчисленными каталогами и статьями внутри. А экспонаты? Экспонатов, собственно, нет...
Одним из таких музеев, пример которых я разбирала, был Музей политической истории в особняке Кшесинской. В комнате несколько фото и по периметру - стеллажи, в каждом стеллаже - шесть отделений, в каждом отделении - планшеты, в каждом планшете - информации на несколько часов вдумчивого чтения. И это только один зал! А самих экспонатов почти нет. Особняк - пример того, во что музей не должен превращаться никогда. В конце приведу ссылку на тот свой обзор музея.
Такими становятся музеи в Британии, Германии, какими давно стали почти все музеи Скандинавии и все музеи Финляндии, где вообще неинтересно. Я была в Хельсинки в музее дизайна, музее архитектуры: это несерьезно...
Кстати, у американцев настоящие музеи. Музей космоса и авиации - по типу нашего, на ВДНХ. В Америке добротный подход к музеям: минимум развлечений - максимум экспонатов
Постсоветские страны стараются сохранять баланс. В Эстонии музеи, пожалуй, хорошие, настоящие: музей Таллина, музей в университете Тарту... В Латвии уже больше развлекалова вместо экспонатов. В Польше в старых музеях сохраняется гибридная форма, новые музеи (Полин, Музей Варшавского восстания) уже слишком современные: экспонатов меньше, зато много комнат, где ты можешь, например, встать и послушать, как гудят самолеты, звучит сигнал воздушной тревоги. Огромные пустые комнаты, расписанные под дома, убежища, канализационные каналы. В Музее Варшавского восстания даже аттракционы есть: например, нужно пройти по имитированным подземным каналам...
Сторонники такого формата говорят, что с ним люди охотнее идут в музей, что развлечение, удивление, интерактивность работают на просвещение. Неправда! Если человек пришел в музей, чтобы понажимать на кнопки, он все равно, что в музее не был. Это как и с библиотеками, где придумали делать концерты: что толку, что он проходит в библиотеке?
Еще более глупое объяснение - что наставив планшетов с загруженными в них статьями и фото, музей якобы предлагает посетителям еще больше информации, чем ему было доступно раньше
Ну что вы, друзья! Люди, особенно туристы, во-первых, не могут провести неделю в вашем музее, читая все подряд. Во-вторых, нужно быть честными: если бы у них было желание и время столько читать о той же ВОВ, они бы читали дома.
В музей идут не за чтением. И не за развлечением. Люди хотят своими глазами увидеть, как было. Всего-то. Просто - как все было.
Я хочу лично увидеть, на какой бумаге печатали документы, каким был профсоюзный билет
Какими нитками шили
Из какой ткани делали одежду
Какой комплекции были люди. Это смокинг посла СССР, кажется, но я уже забыла, какого
Как выглядели, подписывались пузырьки, какой была американская аптечка
Какими делали зубные протезы
Насколько грубо вырезали печати
Краска и вывески. В моем доме стояли немцы, где-то здесь были такие же указатели. Я хочу знать, какими они были. Я сама желаю видеть, понимаете?
Хочу знать, как выглядели мины и винтовки
Что носили узники лагеря для военнопленных
И охранники Тростенца
Приходя в музей, я хочу видеть, как все было тогда. Я не хочу нажимать на кнопки в макете и читать с планшета. Если это музей Великой Отечественной, я бы больше всего хотела, выйдя из него, лучше понимать, как тогда жили и воевали наши предки. И с этой задачей музей в Минске справляется блестяще. Здесь показано все: быт и бои солдат, обиход тыл, партизан. Все! Ты выходишь оттуда с ощущением, что увидел все своими глазами.
Посмотрите, как воссозданы батальные сцены и армейский быт
Очень много техники. Огромные пространства заставлены танками, зенитками, гаубицами. Большую технику я почти не снимала, на телефон хорошо не снимешь. Но поверьте на слово - там очень много танков
О каждой подробно написано: что это, чем стреляла, как стреляла, какой калибр, какая скорость. Нигде не рассовано, как в каком-нибудь лондонском музее, динамиков со звуками выстрелов и пр. Ты пришел в музей? Пользуйся возможностью и изучи что-то новое, послушать звуки выстрелов ты можешь дома, по телевизору
Вот у меня дед прошел три войны: начал в Финляндии в 1939, а закончил в Маньчжурии осенью 1945. Служил он стрелком, но почему-то имеется награда за бесперебойное разворачивание кухни в условиях непрекращающегося боя. Я пришла в музей и сразу вижу: вот, наверное, и мой дед где-то так стоял
Посмотрите на лица (листать)
Отдельно впечатлили рассказы о быте партизан. Как же это интересно! Многое не засняла, но там есть целые воссозданные партизанские школы, зимовки...
Вот партизанский стоматологический кабинет с трофейной бормашиной
Партизанская оружейная мастерская
Самодельное орудие на колесах от сеялки. Участвовало в Параде Победы
Партизанская стрелка. Для крушения поездов. Вот как выглядела!
Партизанская мельница
Радиостанция
Партизанские инструменты, щипцы для проволоки
Листовки на обоях и бересте
Видно, что партизанство - национальная черта белорусов. Они ведь исторически еще до времен Речи Посполитой - чуть что, сразу в леса. Это специфика скорее геополитическая и ландшафтная, чем психологическая. Видно, что опыт большой. Если бы не множество партизанских войн в прошлом, смогли бы белорусы наладить столь четкий быт в лесах?
Залы о партизанах чрезвычайно интересные. Про ту же школу очень много фактов. Уходили ведь в леса с детьми, там и ясли даже были. Тетрадки вот и расписание
Стойки с планшетами тоже есть, буквально несколько и все - по делу. Вот, например, здесь - про спецификацию всех танков, наших и немецких
Есть стойки, на которых можно отследить ход боев на том или ином направлении, посмотреть хронику. Но их немного, человек не стоит в музее, листая планшеты.
Из современного - воссоздание осады Брестской крепости. Это голограммы. Очень впечатляет
Еще фото. Фрагмент самолета Гастелло
Фляга с вдавленной в нее костью - боец попал под танк
Я знаю, что в Белоруссии после обновления музея в 2010-х многие говорили, что разочарованы: очень, дескать, несовременно. Имеется, вероятно, в виду, что нет квестов, ничего не светится, не мигает, не развлекает, нечем развеселить.
И слава богу, я вам скажу! Заставить музей планшетами и сделать "интерактивную" выставку - проще и, вероятно, в десятки раз дешевле, чем поставить реальный танк, выяснить его реальную боевую историю и поместить его в реалистичные декорации.
У вас в Минске есть отличный музей. Наверное, лучший из всех, что посвящены Второй Мировой. Он лучше огромного лондонского, лучше тематических музеев в Германии, Польше. Про нас не говорю: где у нас большой музей Великой Отечественной? Что-то я не знаю - только локальные...
Минский музей, безусловно, огромное достояние. И именно в таком его виде. Если у вас есть чиновники от культуры, которые бурчат, будто музей надо сделать "более современным", гоните их в шею! Ваш музей ценен именно тем, что он - музей. Делайте из него туристическую доминанту. Люди должны знать, что ради такого музея стоит поехать в Минск.