Дом №8 по улице Малая Молчановка выглядит настоящим великаном. Но не бесформенным и громоздким, а величественным и строгим.
Всего-то 7 этажей, но зажатый на узкой улочке, он возвышается над всем и всеми. Надо закинуть голову, высоко поднять взгляд, чтобы его осмотреть. Дом, будто старый и почитаемый профессор, давит своим авторитетом и смотрит сверху вниз.
И если сейчас этот дом производит такое впечатление, представьте, как он действовал на прохожих в далеком 1914 году, когда для Г.А. Гордон его спроектировал и построил один из известнейших московских архитекторов И. Кондратенко совместно с С. Дорошенко и В. Волокитиным.
Дом в стиле неоренессанс охраняют два стражника – львы с щитами. «Дом со львами» - под таким именем он вошел в историю.
Кстати, львов в доме не два, а три. Последний затаился на крыше
Ах, если бы дом мог говорить, сколько историй он бы поведал. Прежде всего, о своих жильцах и их гостях.
В последние дореволюционные годы седьмой этаж «дома со львами» был одним из самых богемных мест Москвы.
Здесь разместился «обормотник». Это была шестикомнатная квартира-коммуна. В одной комнате жили актрисы Камерного театра Мария Гринева и Елена Позоева, в другой – сестры Вера и Элизавета (Лиля) Эфрон, в третьей - профессор Борис Александрович Грифцов, в четвертой - мать Максимиллиана Волошина, эпатажая «Пра», Елена Оттобальдовна Глазер, в пятой - учительница пластики Инна Быстренина, в шестой —«пианистка с мужем».
Пра - от слова Праматерь, звали мы мать поэта Максимилиана Волошина, Елену Оттобальдовну, которая заменяла нам всем родную мать — отчасти, а духовную — горячо, от всего сердца
Из воспоминаний Марии Кузнецовой- Гриневой
Была здесь и седьмая комната, небольшое помещение при кухне, где собирались, несмотря на маленькие размеры, большие компании. Частыми гостями "обормотника" были Марина Цветаева и Сергей Эфрон. Заглядывали на вечерние посиделки актеры Камерного театра , художники Р. Фальк,М. Сарьян, Н. Гончарова и др.
«Когда у меня рождались новые стихи, я обычно приходила читать их именно в этот дом, в квартиру № 27»
Марина Цветаева
«Обормотником» эту квартиру назвал еще один жилец дома № 8, Алексей Толстой (а "обормотники" звали его Алеханом), жившим ниже, на пятом этаже в квартире 19, со своей женой Натальей Крандиевской . Его частыми гостями были Сергей Есенин и Николай Клюев.
Однажды, поднявшись к нам на 7-й этаж, он тихо спросил Веру:
— Обормоты все дома?
— Алехан, — засмеялась Вера, — как вам не стыдно называть нас так?
— Почему стыдно? — удивился он. — Я весь ваш обормотник очень люблю.
С тех пор нас многие стали звать обормотами, а нашу квартиру — Обормотником.
Из воспоминаний Марии Кузнецовой- Гриневой
В советские годы дом стал звездой кинематографа. Он сам и его охранники-львы засветились во многих ставших культовыми кинолентах.
В «Девушке без адреса», фильме 1958 года, Эльдар Рязанов разместил здесь коммуналку, в которой герой фильма, молодой строитель Пашка Гусаров, ищет Катю.
В доме со львами поселил поэта Ляписа Трубецкого Л. Гайдай в своей экранизации «12 стульев» (1971 г.).
Благодаря фильму «Офицеры» 1971 года дом стал полноценнной кинозвездой. Главные герои известной киноленты Алексей и Люба познакомились возле него.
Затем к дому, ко львам постаревший Алексей приводит своего внука, а тот обращает внимание на отсутствие у каменного хищника зубов : «Тоже мне львы, у них и клыков-то нет».
Со львами связана практически детективная история. В советские годы они растеряли часть своей амуниции – пропали щиты. Как и куда они подевались, доподлинно неизвестно. Но есть разные версии.
Одна, наиболее популярная, гласит что во время войны их увозили в безопасное место, а в процессе транспортировки щиты были где-то потеряны.
Сейчас же львы отремонтированы, им вернули щиты, а одному «пораненному» временем, отреставрировали лапы.
В 1990-е за домом закрепился статус элитного жилья – в нем поселился экономист Александр Починок и многочисленные депутаты Госдумы.
Спасибо за внимание!