Найти тему
NPR.BY - Наш Портал

Успешные люди и их проекты: Андрей Федоров и стиль ушу синъицюань

Автор Елена Воробьёва

Андрей Федоров
Андрей Федоров

Сегодня мы поговорили с Андреем Федоровым о стиле традиционного китайского ушу – синъицюань (как говорит, улыбаясь, Андрей, название стиля выучил только через пару месяцев занятий).

Немного расскажем о самом Андрее.

Андрей Федоров -  основатель «Школы ушу и цигун» в Могилеве: официальный ученик мастеров синъицюань Сунь Сюя и Михаила Андреева, обладатель 3-го дуаня по традиционному ушу, победитель и призер Российских и Международных чемпионатов по ушу, автор статей в периодических изданиях. Прошёл более 20 стажировок в Китае.

Спортивные достижения:

  • 2011 год - 9-й Международный чемпионат по ушу, Гонконг, КНР - два первых места (синъицюань-таолу и традиционное длинное оружие);
  • 2013 год - Международные соревнования по ушу на призы Орловского регионального отделения ВПП «Единая Россия» - третье место по синъицюань;
  • 2013 год - 28-й Всекитайский чемпионат по традиционному ушу на кубок Фошаня в г. Тайюань (КНР) -  первое и третье место;
  • 2013 год - 11-й Чемпионат России по традиционному ушу- два первых места («внутренние стили» и традиционное оружие «внутренних стилей»).

Андрей женат, является отцом троих детей, имеет собаку и кота.

В настоящее время продолжает изучать литературу по синъицюань, в том числе труды мастера Сунь Сюя и лекции А. Маслова, а также читает книгу Т. Майерса «Анатомические поезда».

Сегодняшний девиз Андрея: вместе легче не лениться.

Успех Андрея – не в достижении карьеры и зарабатывании денег. Его успех – в каждой очередной личной победе его ученика: в обретении внешней уверенности и внутренней силы, внешней стойкости и внутренней энергии, а в целом – достижения такого баланса внутренних и внешних сил, который способствует безусловному оздоровлению и тела, и духа. Успех Андрея – в помощи каждому при работе над собой.

Мы поговорили с Андреем о том, как он начал заниматься единоборствами и где и у кого обучался искусству, чем отличаются китайские стили единоборств от, например, японских, что такое синъицюань и какие особенности стиля и о многом другом.

Андрей, расскажи, пожалуйста, как все начиналось? Как ты пришел в ушу?

- В классе я был самый маленький и от этого чувствовал себя неуверенно. Пришлось даже менять школы: я сменил три. В определенный момент мой дедушка понял, что надо что-то делать – и отвел меня и моего товарища на занятия по рукопашному бою в Могилевскую школу милиции, где он на тот момент работал. Мы посмотрели занятия курсантов, стало интересно, стали заниматься. Это был определенный толчок к моему развитию в этом направлении. Год занимался рукопашным боем.

Потом три года я занимался в школе карате Владимира Тарасенко.

В процессе занятий начал кардинально меняться: с приобретением навыков самообороны пришла уверенность в своих силах, со стороны сверстников начало появляться уважение.

После окончания школы я поступил в Минский радиотехнический институт (нынешний БГУИР) на специальность «Автоматизированные системы управления», тренировками продолжил заниматься самостоятельно.

После окончания института вернулся в Могилев, женился, у нас появились дети. Конечно, работа и семья забирали много времени, и я не мог так же интенсивно тренироваться. Постепенно начали появляться проблемы со здоровьем: периодически болела спина, участились простудные заболевания.

Чуть позже мы переехали в Минск, потом в Москву. В Москве стал подыскивать секцию, в которой мог бы продолжить тренировки. Так я познакомился с моим учителем, президентом «Лиги синъицюань» Михаилом Андреевым, у которого и начал заниматься.

(Михаил Анатольевич Андреев – мастер традиционного ушу, профессиональный инструктор и тренер, обучался в России (РГУФК) и в Китае (Шаолиньская академия в Дэнфене, Ассоциация Цзинъу в Шанхае), исследователь китайского ушу, имеющий личное посвящение во «внутреннюю» традицию по стилю синъицюань, личный ученик мастера традиционного ушу Сунь Сюя.)

Ты был в Китае и обучался боевым искусствам? Расскажи об этом.

-2

- Что касается обучения в Китае – то мастера очень неохотно передают тонкости единоборства иностранцам. Будущего возможного ученика оценивают по многим признакам. Кроме внешних данных и уровня подготовки внимание обращается на моральные качества кандидата, его внутренний мир, желание развиваться, поменять жизнь. Мастер и основатель школы традиционного синъицюань в Китае Се Куй и вовсе был противником того, чтобы передавать знания иностранцам.  После смерти Се Куя ситуация поменялась: его последователем Сунь Сюем было принято решение передавать знания, чтобы не утратить их.

Михаил Андреев, мой учитель, обучался в лингвистическом университете в Шанхае, очень долго искал встречи с Сунь Сюем, и вот наконец она свершилась. После этого началось сотрудничество школ ушу: московской Андреева и китайской Сунь Сюя, организовывались семинары, ученики Андреева начали принимать участие и во внутрикитайских соревнованиях.

-3
(Сунь Сюй – один из самых известных мастеров традиционного ушу в Китае. В настоящее время является членом совета Пекинской ассоциации ушу, членом постоянного совета Ассоциации синъицюань провинции Шаньси, председателем ревизионной комиссии Пекинского общества изучения синъицюань, первым заместителем общества изучения четырех традиционных стилей ушу, судьей высшей категории КНР. Автор 4-томного труда «Искусство синъицюань. Полный курс теории и практики», в котором восстанавливает изначальное учение синъицюань и излагает его именно так, как оно с древних времен передавалось наставниками в устной традиции, впервые публикует методики изучения темного и мягкого типов усилий, которые всегда считались «тайными», «не передаваемыми вовне».)
-4

В 2008 году Сунь Сюй проводил семинар в Москве, во время которого наблюдал за нами: обращал внимание на уровень подготовки, способность к обучению, личные качества. Михаил Андреев к тому моменту уже был учеником мастера Сунь Сюя и, так как я занимался у Михаила, именно он предложил мне стать учеником "внутренних врат". Формально мой шифу (отец) - Михаил Андреев, а мастер Сунь Сюй - шие (дедушка).

Спустя некоторое время я приехал в Китай, прошел церемонию Бай Ши (посвящение в ученики), после чего начались мои поездки в Китай с периодичностью один – два раза в год вплоть до начала пандемии.

После возвращения из Москвы в Могилев я стал просматривать, какие единоборства преподаются, и с удивлением обнаружил, что в нашем городе обучают синъицюань, учитель – Вардан Мкртчян. Чуть позже Вардан отошел от дел, и занятия с его группами стал вести я.

Расскажи, пожалуйста, а в чем особенности синъицюань?

Слово «синъицюань» сборное, состоит из трех: форма, намерение, кулак. Трактовок сочетания этих трех слов много, например, слова могут означать «кулак оформленной воли». Это один из вариантов перевода, но мне больше нравится "кулак воплощенного намерения".

Стилей ушу преподается немало, синъицюань – один из наиболее древних. Среди прочих стилей ушу синъицюань выделяется сочетанием внешней простоты и лёгкости с глубокими внутренними принципами.

В синъицюань гармонично соединяются философские учения даосизма и буддизма с традиционной китайской медициной, методы преумножения внутренней энергии с элементами даосской дыхательной гимнастики даоинъ - с приёмами рукопашного боя и древнего искусства обращения с холодным оружием. Синъицюань сочетает в себе простоту и изящество движений и внутреннюю глубину. Занятия синъицюань тренируют тело и позволяют приобрести навыки самообороны, помогают улучшить самочувствие и укрепить здоровье.

Основа философии стиля – это сочетание разных состояний, например, вода: в одном качестве текучая, в другом – упругая, нежная, но в то же время точит камень, либо внутреннего и внешнего, как «инь» и «ян» - взаимодействие и симбиоз противоположностей.

Насколько я знаю, в основу китайских традиционных стилей ушу заложено в том числе и подражание животным?

- Действительно, в процессе обучения владению искусством синъицюань мы обращаем внимание на уникальность движений животных. При длительных систематических занятиях идет совершенствование собственной природы, и мы в какой-то мере уподобляемся животным. К примеру, пантера: внешне она кажется расслабленной, но она все видит и слышит, и в следующую секунду уже может быть в прыжке. Через максимальное расслабление мы учимся слышать противника.

-5

А в чем отличия японских стилей единоборств (например, карате) от китайских?

- Тут все просто. Как и различия в динамике жизни Японии и Китая: в Японии все быстрее и стремительнее, в Китае же – более размеренно и спокойно. Так же и в стилях единоборств: японские более скоростные, жесткие, удары угловатые, броски быстрее, китайские же больше направлены на внутреннюю концентрацию, за счет чего происходит чувствование и предугадывание следующих действий противника.

На этом наш разговор с Андреем подходит к концу.

К нашему сожалению, о китайском искусстве синъицюань (в принципе и о любом другом, будь то японское, тайское или окинавское единоборство) в одном материале, двух и даже трех рассказать невозможно. Единоборство можно только почувствовать: его влияние на силу, дух и здоровье - тогда, когда вплотную и систематически посещаешь занятия, избрав для себя стиль, который окажется по душе и… по зубам.

Читайте нас в Вконтакте, Telegram и Instagram. Присоединяйтесь!

Наш Портал
NPR.BY