ГЛАВА 65 ( Из серии "Хроники старого меломана")
Сегодняшнюю главу мы посвятим творчеству некогда весьма популярной английской группы "DIRE STRAITS". Статью об этой группе я, как обычно, обнаружил в своих архивах ,в тетради за 1987-ой год. Несмотря на небольшой объём статья достаточно подробна и практически полностью освещает весь творческий путь ансамбля.
В середине февраля 1986-ого года в Великобритании состоялось вручение наград в области популярной музыки.Премию ассоциации британской грамзаписи получила группа "Дайр Стрейтс"за диск "Братья по оружию".А годом ранее та же "Дайр Стрейтс"была признана лучшей английской группой. Обычно популярность группе приносит целый ряд факторов, как объективных, так и ,увы, скандальных. Но в данном случае критерием действительно стала музыка.
Парни из "Дайр Стрейтс' никогда не хулиганили на улице и не платили штрафов за нецензурную брань (чем отличались "Роллинг Стоунз "и "Спешиалз"), их никогда не водворяли в тюрьму за хранение наркотиков (что частенько случалось с пресловутыми "Секс Пистолз"), они никогда не ломали гитар и барабанов (как это делали "Ху"),они не стремились шокировать аудиторию экстравагантной одеждой (как например ,"Рокси Мюзик" и "Кисс"). Они скромно выходили на сцену и играли...
А началось всё так. В 1977-ом году братья Марк и Дэвид Нопфлеры, сыновья известного архитектора -венгра по национальности, покинувшего родину во времена фашистской диктатуры, решили попробовать себя на рок-сцене. Марк в то время преподавал английский язык и литературу в одном из лондонских колледжей ,а Дэвид работал в муниципалитете. Решение было достаточно рискованным уже хотя бы потому, что оба к тому времени вышли из "зелёного" возраста-Марку, например, исполнилось 28 лет. Братья с детства играли на гитарах, их друг Джон Айллисли стал бас-гитаристом, а Пик Визерс -ударником. Название группы подсказала жизнь- Dire Straits- по -русски- "На мели", что как нельзя лучше отражало финансовое положение музыкантов. А уже в следующем году они так же нарекли свою первую пластинку.
В год ,когда в Англии и за океаном безраздельно господствовал панк-рок, их мелодии и исполнение оказались подобны порыву свежего ветра. Музыка , уходящая корнями в блюз и кантри ,звуки гитары, явно напоминающие о манере исполнения знаменитого американского певца и гитариста Боба Дилана, явились своего рода реакцией на ту какафонию, которой панки пытались подменить в это время рок. Но тогда время "Стрейтс" ещё не пришло: диск получил известность лишь в узком кругу ценителей. .Работа продолжалась. Слава Марка Нопфлера как гитариста и композитора стала постепенно расти, и именно здесь сыграл свою роль тот фактор, что все участники давно уже вышли из подросткового возраста, не гнались за лёгким кушем, и стремились найти себя.
Третий диск увидел свет и оказался долгожданной ступенькой к славе. Звучание "Дайер Стрейтс" оказалось легкоузнаваемым благодаря виртуозной гитаре Марка Нопфлера и его хрипловатому, почти речитативному вокалу, однако добавление клавишных позволило усложнить аранжировки. Вопреки предсказаниям ансамбль не просто держался- он прогрессировал , и уже в следующей пластинке "Любовь дороже золота" раскрылись его богатые исполнительские и композиторские возможности. В каждой песне было столько мелодий, что другим группам этого запаса хватило бы на десяток альбомов.
Наиболее известные композиции "Дайр Стрейтс" тех лет: "Телеграф", "Поиски истины" ,,"Ромео и Джульетта", "Туннель любви".О чем поёт ансамбль? Здесь тоже неожиданность- о любви песен немного.В текстах "Дайр Стрейтс" затрагиваются разные стороны жизни, отражая взгляд тридцатилетнего англичанина на окружающий его мир- сложный и противоречивый.Одновременно с философскими ("Поиски истины") отступлениями мы можем встретить и о знаменитых джазменах прошлого ("Султан свинга") и лирический карнавальный романс ( "Туннель любви") и веселую песенку о длинноногой городской девченке на роликовых коньках ("Отьезжай отсюда!")
Популярность "Дайр Стрейтс " превзошла все ожидания."Поиски истины" поднялась до 2- ого места в парадах популярности. Группа предприняла грандиозное турне, итогом которого явилась концертная пластинка "Алхимия" ,в которой явно просматривался намечающиеся крен в сторону арт-рока. А в 1985-ом году альбом "Братья по оружию" обернулся поистине всемирным триумфом: США- 1-ое место, Великобритания- 1-ое место, Бельгия- 1-ое место, Голландия- 1-ое место, Австралия -1-ое место и т. д. Однако у настоящего ценителя рока он вызывает определенные сожаления, потому,что в музыкальном отношении он оказался намного слабее предидущих работ ,был сделан несколько упрощённо. Откуда же такой успех?
Если раньше почитатели группы были в основном из тех, кто воспитывался на рок-музыке конца 60-ых-начала 70-ых годов и мог по достоинству оценить сложность мелодических построений "Дайр Стрейтс" ,то теперь ,когда музыка упростилась и ритмическая сетка позволила даже танцевать, это привлекло большое количество молодежи в возрасте 14-18 лет, которая является основным потребителем рок-музыки. Тексты стали более прямолинейными и критическими, как например, в наиболее известной из альбома песни "Деньги ради ничего" ,где поется о вреде эстестствующих снобов ,которые жаждут от музыки лишь сладкой жизни и пытаются отгородиться от реальной жизни и её сложных проблем.
Кому-то может показаться что это -кризисные явления.Нет ,это скорее поиски. Но даже эти поиски на фоне общей безвкусицы, какую сейчас представляет собой рок, выглядит выигрошно.Знаменитые "гиганты" 70-ых, где они ? Одни распались-("Лед Зеппелин") , другие пытаются переодеться по сегодняшней моде ("Куинн" ,"Генезис").Группы однодневки плодятся сотнями: блеснут своей единственной удачной песней и исчезнут навеки. И, пожалуй, в этом окружении только "Дайр Стрейтс"в традициях "золотого века рок-музыки" стремится вдохнуть новые силы в увядающий рок.