Недавно стало известно, что Дисней отказался от перевыпуска "Пиратов Карибского моря" с Марго Робби в качестве главной пиратки. А на днях студия DC вдовесок заявила, что не будет снимать третью часть "Чудо-женщины". И не стоит забывать, что еще ранее DC отсмотрел почти полностью готовый фильм "Бэтгёрл", и решил не выпускать его в прокат, несмотря на многомиллионные траты.
И это очень важные новости.
Голливуд не случайно является мировой киноиндустрией вот уже более 100 лет подряд. Выстроенная там киноиндустрия всегда ценила превыше всего креатив и деньги.
Во второй половине 2010-х Голливуд изменил своим вековым правилам и решил сыграть свою роль в масштабном изменении мира. Неравенство (полов, рас, социальных слоев и пр.) должно если не исчезнуть, то хотя-бы стать менее выраженным. Благая миссия. Но, как оказалось, затратная и не особо прибыльная. В условиях сложившегося в последние годы кинопрокатного бизнеса, оказавшегося не способным быстро и эффективно восстановиться после пандемии, киностудии просто не могут себе позволить такие траты.
Когда 10 лет назад стартовали "Голодные игры", где - вразрез традиционным приключенческим историям - вовсе не парень спасает всех, а девушка, ориентация на создание фильмов про сильных и смелых женщин казалась перспективной и выгодной. Старые "мужские" приключения уже изрядно всем поднадоели, а просто сменив пол главного героя можно привнести свежесть и интерес к этим историям.
Успехи таких лент как "Звёздные войны: Пробуждение силы" 2015 г., "Изгой-один" 2016 г., "Чудо-женщина" 2017 г., "Капитан Марвел" 2019 г. вроде бы свидетельствовали о том, что такие истории востребованы.
Однако количество свидетельств о том, что сильно окрашенное в феминизм приключенческое кино с супер сильными героинями имеет больше шансов на провал, чем на успех, трагически росло. Запущенный вслед за "Голодными играми" "Дивергент" 2014-2016 г. еле-еле вырос в трилогию, вынудив студию отказаться от выпуска четвертой части. "Люди Икс: Тёмный Феникс" и "Новые мутанты" вместо славного перезапуска франшизы "Люди Икс" стал двойным громким провалом. Несмотря на огромные усилия маркетологов, "Tomb Raider: Лара Крофт" 2018 г. тоже не сумел привлечь публику. Даже восхваленный до небес феминистский перезапуск "Безумный Макс: Дорога ярости" при бюджете 150 млн. собрал на самом деле довольно скромные 389 млн. А долго вымучиваемый проект "Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн" 2020 г. еле-еле заработал вложенные в себя деньги в американском прокате.
Вторая и третья части перезапуска "Звездных войн" заработали на 1 млрд. долларов меньше чем первая часть, заставив студию всерьез задуматься о том, что они делают не так. Вторая часть "Чудо-женщины" 2020 г., лишившись массированного пиара вокруг персон режиссера и актрисы, моментально потеряла интерес публики и не окупилась в прокате.
Перезапуск "Ангелы Чарли" 2019 г. с треском провалился, а провал женской версии "Охотников за привидениями" 2016 г. вообще стал нарицательным. Даже "Терминатор: Тёмные судьбы" - с одной из икон кинообразов сильной женщины Сарой Коннор - не сработал.
Единичные проекты вроде "Взрывной блондинки" 2017 г., "Призрак в доспехах" 2017 г., "8 подруг Оушена" 2019 г. хоть и очень активно пиарились, расхваливая исполнительниц главных ролей и их сильные образы, притеснившие маскулинность, вовсе не являются хитами кинопроката и зарабатывали довольно скромные суммы.
Короче... Сильная женщина плохо продается, как ни старайся. В небольших порциях это срабатывает, но превратить этот образ в потоковый не получается никак. Один-два громких фильма с героиней в стиле "Убить Билла" или "Обитель зла" зрители готовы с радостью приветствовать в качестве исключения. Но следом мужская аудитория все-же хочет видеть более-менее традиционные боевики и экшены. А женская аудитория хоть и предпочитает видеть сильных женщин, но не в воинственных приключенческих образах, а в драмах или комедиях.
"Три билборда на границе Эббинга, Миссури" 2017 г., "Маленькие женщины" 2019 г., "Брачная история" 2019 г., "Земля кочевников" 2020 г. - подобные стопроцентно женские фильмы пользуются любовью и уважением как у женской, так и у мужской аудитории. Причем делают это без массированной агрессивной рекламы киностудий... А образ воинствующей дамочки зрители с удовольствием потребляют не в пафосных экшенах, а в комедиях вроде "Охота" 2020 г. и "Я иду искать" 2019 г.
Инерционность киноиндустрии довольно велика. Поэтому мы в ближайшие годы продолжим видеть череду неудачных проектов о супер сильных женщинах. Но маятник уже определенно качнулся в другую сторону. Причем нельзя сказать, что старания голливудских студий ни на что не повлияли. Повлияли и даже очень.
Бытовавшие в головах общественности многочисленные стереотипы о разграничении женщин и мужчин как героев определенных лент наконец стерты. Женщины актрисы отвоевали себе более справедливые зарплаты. А сценаристки и режиссерки перестали быть белыми воронами в кинобизнесе, справедливо занимая значительно больше позиций в индустрии. Женщины - вовсе не только домохозяйки и офисные работницы. Они очень разные и вполне могут проявлять силу - кино учит нас этому. И в этом нет ничего плохого.
От ненужных заскоков в агрессивное мужененавистничество перемешанное с мужеподражанием Голливуд похоже не готов избавляться полностью, но точно ограничит бюджеты таких проектов, отрезав их от изначальных претензий на статус блокбастера. И уж точно перестанет строить маркетинговые кампании на идее сверхценности того, что герои их новинок воплощают образ сильных женщин. Ведь "Голодные игры" и "Убить Билла" полюбились зрителям вовсе не потому что пытались превратить своих героинь в смелых мужиков, а потому что сумели продемонстрировать уникальное сочетание в женщине слабости и силы.
Спасибо за подписку, комментарии и лайки. Присоединяйтесь к нам во Вконтакте и Телеграме.