Эту короткую заметку я хочу посвятить двум вещам, которые на первый взгляд не относятся напрямую к тренировочному процессу, но их пользу для стимуляции роста мастерства бойцов сложно переоценить. Речь о том, чтоб на время отложить мечи и дать ученикам попробовать себя в непривычных ролях: судьи и тренера.
Судья
В его руках буквально заключена судьба победы. Наш вид оружейных единоборств пока не достиг (и вряд ли это случится в ближайшие годы) высот цифровизации, а потому результат соревнований целиком зависит от внимательности, компетентности, оценки и, наконец, решения живого человека. О специфике работы маршала ИСБ подробно сказано здесь.
Таким образом, любой боец, нацеленный на результат, хотя бы иногда должен разворачивать мышление на 180 градусов и наблюдать поединки даже не в качестве зрителя, а именно как арбитр. Это даст ни с чем не сравнимый опыт и глубокое понимание нюансов: какие атаки нагляднее других, ценность амплитуды, визуальное качество взятых защит и многое другое, включая принятие неизменного диссонанса между внутренним восприятием бойца своей успешности и озвученным счётом.
Наилучшим моментом для такой практики может стать финишная прямая подготовки к соревнованиям, когда тренер понижает нагрузку и емкость занятия в отношении выступающих спортсменов.
Для новичков особенно полезно будет при этом смоделировать атмосферу турнира, вызывая их по фамилии, ведя строгий тайминг, следя за соблюдением границ площадки и нарушениями, а также объявляя победителей каждого боя. При этом не обязательно собирать полную судейскую бригаду с диагональной системой и вообще делать полноценный турнир с финалами. "Судьи" и бойцы могут меняться ролями от поединка к поединку, при этом первые получают уникальный опыт, озвученный выше, а вторые, помимо собственно качественного спарринга, готовят нервную систему к стрессовым всплескам (вызов-бой на результат-объявление победителя), при этом имея возможность получить оценку своей техники от боевых товарищей в цифрах и рекомендациях.
Тренер
Это человек, чью задачу в общих чертах можно описать так: научить другого тому, что он умеет сам. Степень вовлечённости тренера в спортивную карьеру занимающихся может быть разной — от демонстрации технического элемента в рамках группового семинара и чисто дисциплинарной, поверхностной мотивации до помощи в решении материальных и психологических проблем подопечного, ведения индивидуальной работы строго с одним учеником. Сюда же можно подключить личный пример, авторитетность, спортивную и педагогическую квалификацию и т.д.
Но даже если говорить о базовых функциях наставника, не обладающего каким-то грандиозным тренерским призванием, от него потребуется некое усилие. А именно: прежде чем донести до другого человека навык, элемент, знание — их нужно разобрать, иначе восприятие ученика просто не переварит накопленный тренером ценный калорийный опыт.
И тут происходит самое интересное. Когда спортсмен сталкивается с такой необходимостью — объяснить кому-то то, что у него хорошо получается — его понимание собственных действий, а также осознанность их выполнения переживают мощный подъём. Причём, один раз взглянув на любимый спорт под этим углом, есть большой шанс превратить такой подход в полезную привычку. А там уже рукой подать до самостоятельного анализа ошибок, удачных решений, своих навыков и техники потенциальных соперников, что бесспорно даёт огромное преимущество любому бойцу.
На практике дать возможность ученику примерить роль тренера можно самыми разными способами. Мне лично понравился вариант адаптировать для этой цели принцип "речки", где на одном "берегу" — "наставники", а на другом, соответственно, "ученики".
Как и в исходном упражнении, на сеанс отводится ограниченное количество времени, затем происходит смена партнёров. Главное правило — все объяснения и корректировки должны быть вербальными, трогать подопечных нельзя (впрочем, то же утверждение справедливо для действующих тренеров, за исключением касаний спортивных снарядов/спортивными снарядами). "Ученики" по умолчанию демонстрируют отсутствие познаний в выполнении выбранного элемента, но в то же время — рвение к обучению.
В таком формате каждый занимающийся может попробовать обучить, а также испытать на себе обучающий подход как можно большего числа коллег по группе. Сам тренер при этом вмешивается незначительно, когда нужно помочь "тренеру" развить свою мысль или скорректировать правильность выполнения элемента.
Эффект
По моему опыту, во всех случаях, когда занятие сопровождалось практикой выхода из привычной колеи и погружением в смежные роли, ученики испытывали некий катарсис, продолжая переваривать впечатления как после упражнения, так и после тренировки.
"Судьи" становились задумчивее, будто прокручивали в голове свои и чужие поединки, пересматривали визуальные слепки спорных ситуаций в памяти, подвергали сомнению чужой счёт и заново делали выводы, сверяя с принятыми решениями, уточняли пункты правил — колоссальный умственный труд!
"Тренеры" напротив, входили во вкус и продолжали оживлённо и с особым азартом сообща искать наиболее удачные формулировки, ракурсы показа, делились друг с другом эмоциями от соприкосновения с этой нелёгкой профессией. А может, кто-то из них в этот момент всерьёз задумался о пути наставничества?
Не бойтесь экспериментировать и приоткрывать подопечным все грани нашего многогранного увлечения. Это обеспечит неугасимый интерес к делу и умение смотреть на любой предмет с разных точек зрения.
#исб #рыцарские бои #доспехи #бои на мечах #поединок #методология #фехтование #фехтование на мечах