Найти тему
Николай Стародымов

Пётр Эссен: Легенда о том, как в карету сел поручик, а вышел из неё полковник. Главное - офицер своей службой оправдал такой взлёт

Иллюстрация из интернета
Иллюстрация из интернета

Коль уж отвлеклись от столбовой дороги нашего повествования, придётся остановиться ещё на одной судьбе, затронутой в предыдущей главе. А именно, поговорим о Петре Кирилловиче Эссене, том самом, кто на описываемый период времени занимал пост военного губернатора Оренбурга, а также управляющего гражданской частью и командовал Отдельным Оренбургским корпусом и пограничной частью. Короче говоря, о человеке, наделённом в регионе всей полнотой власти.

Его судьба одновременно и типична, и необычна. Типична, потому что он зарекомендовал себя верным подданным, умелым военачальником; и продвигался по служебной лестнице, пусть не семимильными шагами, но исключительно своим трудолюбием и верностью трону… Необычная, потому что с его продвижением по службе связана легенда, о которой я прочитал в той самой книжке, о которой упоминал, но подтверждения которой больше нигде не нашёл.

Я колебался: приводить легенду, у которой нигде нет подтверждения, или нет?.. А потом рассудил: если с чьей-то биографией связана персональная легенда, то это уже само по себе свидетельствует, что человек это неординарный – пусть и не слишком известный в истории.

Итак…

Пётр Эссен – из лифляндского рода, однако предки его прибыли в Прибалтику из Голландии… А Лифляндия – это территория, охватывающая территорию нынешней Эстонии и частично Латвии.

В отличие от однофамильцев с приставкой «фон», у Петра Кирилловича знатных предков не имелось – с известными фон Эссенами в родстве он не состоял. К тому же родилась у него лишь одна дочь, Александра, так что род, можно считать, и заглох. Правда, мужу Александры Петровны в знак уважения к нашему герою высочайше разрешили объединить фамилии, и стал он Яков Иванович Эссен-Стенбок-Фермор, да только, как говори, а механическое усложнение фамилии собственно рода не продлевает…

А теперь – легенда.

Службу юный поручик Эссен начинал в Гатчинском полку цесаревича Павла Петровича – это факт достоверный. Далее – факты непроверенные (насколько вообще допустим подобный словесный оборот). Как-то вечером возвращался он из Петербурга в Гатчину. Человек небогатый – он не имел своего выезда, да и наём извозчика обошёлся бы недёшево, а потому следовал пешком. Расстояние там для пешехода приличное – с полсотни вёрст, так что, по всей видимости, надеялся на удачу: вдруг повезёт и кто-нибудь подвезёт…

Она и подвернулась: рядом остановилась карета… Как нетрудно догадаться из контекста, в ней следовал самолично цесаревич.

…В период заката Советской власти в одном гарнизоне случилась история, о которой хочется в связи с этим рассказать. Шло партийное собрание. Один из участников его высказался: мол, по утрам офицеры стоят на остановках, ждут общественного транспорта, чтобы доехать до части, а мимо проезжают «уазики», на которых начальники едут на службу – по одному в автомобиле… Командир дивизии счёл выступление справедливым, в духе времени – и приказал своим заместителям забирать ожидавших офицеров.

Большим начальникам это не понравилось, да куда деваться-то? Стали подбирать ждунов…

Однако скоро нашли выход из положения. Сядет офицер нижестоящего звена в машину, а начальник начинает: как у тебя в батальоне дела?.. а почему в роте случилось то-то и то-то?.. а почему взвод плохо выполнил норматив?.. и почему лейтенант такой-то загремел на гауптвахту, а рядовой сякой-то чего-то там в наряде?.. и что это там за скандал домашний?..

Через пару дней младшие офицеры поняли: подсаживаться к начальникам – себе дороже обойдётся: только на лишние разборки нарываться!.. И начали отказываться от сомнительного удовольствия прокатиться с руководством – уж лучше в автобусной давке…

К чему это я?.. Да просто всё!

…Взявшийся подвезти подчинённого цесаревич не стал расспрашивать о службе – положение дел в подчинённых частях он и без того знал досконально. Они говорили о военных кампаниях, о европейских полководцах и применяемой ими тактике, о новых веяниях в развитии военного искусства… Юный офицер настолько понравился царевичу своими познаниями и умением поддерживать разговор, не тушуясь перед именитым собеседником, что тот, едва став императором, произвёл его сразу в полковники лейб-гвардии Измайловского полка, шефом которого на тот момент являлся великий князь Константин Павлович. А вскоре Эссен получил новое повышение: стал командиром Выборгского мушкетёрского полка с присвоением звания генерал-майор – реально полк дислоцировался в Новгороде Великом.

Затем состоялся Швейцарский поход, который Эссен прошёл в составе корпуса генерал-лейтенанта Александра Римского-Корсакова. Участие в боевых столкновениях, награда – Анна 1-й ст.

С 1806 по 1816 год – сплошная череда войн и походов. Не останавливаясь по частностям, отмечу, что Эссен занимался формированием новых дивизий, а потом с ними же воевал, одержал ряд побед, захватывал орудия, знамёна и пленных… Удостоен нескольких боевых наград, в частности, и ордена св. Георгия 3-й ст. Наполеоновские войны, включая Отечественную войну и Заграничный поход, окончил в звании генерал-лейтенант и в должности начальника пехотной дивизии.

Вот такой человек и служил военным губернатором Оренбурга в период, когда начиналась деятельность Виткевича-разведчика.

…История знает сколько угодно случаев, когда случайная встреча с сильными мира сего возносила человека по карьерной лестнице сразу через несколько ступенек. Да вот только удерживались оказавшиеся «в случае» там не все… Пётр Эссен оказался достойным такой удачи.

Приходится повториться: описанный эпизод – всего лишь легенда. Но, с другой стороны, что-то ж в службе нашего героя обратило на себя внимание столь требовательного воинского начальника, как цесаревич Павел!.. Так что будем считать, что у легенды всё же имелся первоисток.

(Фрагменты из исторического повествования

«Ян Виткевич: УБИТЫЙ НА ВЗЛЁТЕ»)