В судебной практике касающейся владения, пользования квартирами есть немало случаев связанных с оспариванием права собственности на подаренную квартиру, имущество со стороны других претендентов (объявившихся внезапно каких- то родственников и пр.). Особенно этот вопрос стал актуальным после 26 сентября 2022 года (https://dzen.ru/a/Y4BNRaR5MHOYYzZA) , когда было опубликовано решение Правительства РФ о разрешении гражданам (резидентам) «недружественных государств» дарить недвижимое имущество, оставшееся в России.
Напомним, что Указом Президента РФ № 81 от 1 марта 2022 г. был введен фактически запрет на продажу, иные формы отчуждения квартир, домов тем, кто уехал за границу и получил (имеет) гражданство или ВНЖ в «недружественной стране».
В связи с этим возник некоторый ажиотаж. Немало граждан РФ, вынуждено покинувшие пределы РФ и ставшие обладателями паспортов и ВНЖ «недружественных стран», стали активно искать любые правовые формы, чтобы распорядиться квартирами. В частности, стало популярным использование договора дарения.
Но при применении этого формата распоряжения квартирой, домом и др. имуществом в РФ можно столкнуться с малоприятными неожиданностями. Особенно это касается тех, кому был сделан такой подарок.
В качестве наглядного примера приведем относительно недавний судебный кейс из судебной практики.
Гражданин Степанов Ю. длительное время проживал в Испании. В 2020 г. по соглашению со своей бывшей супругой Валентиной С., он решил подарить ей принадлежащую на праве собственности свою 3- х комнатную квартиру в г. Сочи. По условиям договора дарения Степанов Ю. в обмен получал право проживания в этой квартире в случае возращения в Россию (право на пользование 1\3 жилой площади, т.е. одну комнату). Договор дарения был составлен в письменной форме и заверен нотариусом в г. Сочи.
Через месяц после подписания договора дарения, Степанов Ю., являясь на тот момент уже гражданином ЕС, скончался в клинике г. Мадрид от сердечного приступа.
В марте 2020 года Валентина С. обратилась с заявлением о регистрации права собственности на подаренную ей квартиру в Управление Федеральной регистрационной службы (Росреестра) по Краснодарскому краю. В мае 2020 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРН) было зарегистрировано право собственности Валентины С. на 3- х комнатную кварту, перешедшею ей в качестве объекта дарения от Степанова Ю.
В июне того же года дочь Степанова Ю., Елена Т. обратилась с иском в городской суд г. Сочи о признании договора дарения не действительным, так как она считала себя единственной законной наследницей первой очереди по праву близкого родства с умершим в Испании отцом.
При оформлении прав на наследство гражданке Елене Т. стало известно о переходе квартиры в г. Сочи в собственность Валентины С. Адвокаты ответчицы (Валентины С.) при оспаривании иска сделали ссылку на нормы ст. 574 Гражданского кодекса РФ. По нормам этой статьи предусмотрена государственная регистрация договора дарения. Он считается заключенным именно с момента его государственной регистрации.
Суды первой (г. Сочи) и второй инстанций (Краснодарский Краевой суд) по этому делу встали на защиту прав дочери умершего владельца квартиры. Они обосновывали свои решения тем, что право наследования является приоритетным.
Однако суд высшей инстанции (коллегия Верховного Суда РФ по гражданским делам) оспорил эти решения нижестоящих судов и отменил их. ВС РФ пришел к другим выводам и в мотивировочной части окончательного решения было указано следующее : «Ст. 574 ГК РФ предусмотрена письменная форма сделки и ее государственная регистрация. Вместе с тем в соответствии со ст. 432 ГК РФ, на которую также ссылается истица и ее представитель, договор считается заключенным, если между сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора».
Т.е. Верховный суд РФ установил, что между Степановым Ю. (находившемуся на момент подписная договора дарения в здравом уме и твердой памяти) и гражданкой Валентиной С,. было достигнуто соглашение по всем существенным его условиям, изложенным в договоре дарения от 7 января 2020 г., подписанном обеими сторонами.
Письменная форма сделки сторонами была соблюдена.
По мнению суда, все эти обстоятельства свидетельствуют о том, что гражданин Степанов С. еще при жизни выразил свою волю по заключению сделки и передал гражданке Валентине С. принадлежавшее ему имущество, квартиру. Из этого следует, что никаких прав у наследников Степанова Ю., даже самых близких родственников, на подаренную квартиру не возникло.
Коллегия ВС РФ в полном объеме отказала Елене Т. в иске по оспариванию договора дарения на квартиру и признания его ничтожным. Квартира теперь находится на полном праве собственности у Валентины С.
P.S. Если Вам нужна помощь в покупке, продаже или обмену недвижимости в Москве, Московской области и за рубежом, оформление ВНЖ, ПМЖ, открытие счетов или фирм, надежный управляющий или просто совет по недвижимости.
Приглашаются к сотрудничеству партнеры: агентства недвижимости и риэлторы, юристы, застройщики, журналисты.
Вы легко меня найдёте на просторах интернета.
Заказывая у меня услуги : покупка, продажа или сопровождения сделки,
Вы автоматически делаете доброе дело, участвуя в благотворительной акции .
Так как часть вырученные средств идёт в помощь нуждающимся детям .
Контакты: Офис «Центральный» 8 (499) 391-57-83; 8 (968) 404-10-30
125375 г. Москва, ул. Тверская, д. 18к1
Режим работы: пн-пт 9:00-21:00, сб 10:00-20:00
my@v-rusakov.ru
сайт: https://rieltor-rusakov.ru/
ВК: https://vk.com/uslugi_rieltor
ОК: https://ok.ru/profile/517317087477
#Риэлторэкспертпонедвижимостирусаков #экспертпонедвижимостирусаковвиталий
#риелтор #брокер #московская #экология #агентствонедвижимости #купитьквартиру #даренье #сделка #наследство
#Риэлторэкспертпонедвижимостирусаков #экспертпонедвижимостирусаковвиталий