Когда панк ворвался на стагнирующую музыкальную сцену 1976 года, он открыл шлюзы для волны творчества, в результате которой тысячи молодых людей неожиданно получили возможность создавать собственную музыку. Это также привлекло людей постарше, которые уже занимались музыкой, но были вдохновлены работать в новом, более простом и непосредственном стиле.
Результаты, конечно, были самыми разными, и хотя некоторые из них, несомненно, были не более чем пустой тратой хорошего винила, типичные показатели "успеха", такие как дорогое производство, сложные аранжировки и астрономические цифры продаж, внезапно стали менее важными. Панк создал много классических альбомов, но те, о которых говорят, как правило, представляют собой те же несколько десятков, несмотря на то, что многие второстепенные классические альбомы и странные курьезы остаются в значительной степени забытыми в пыльных уголках истории музыки.
В приведенном ниже списке не обязательно представлены самые малоизвестные, более того, некоторые из перечисленных здесь групп (или их участники) даже стали известны широкой публике после того, как позднее изменили свой стиль. Некоторые из них были не более чем подделками, пробующими себя в "новой музыке", но им все же удалось передать дух панка. Другие создали потрясающие примеры жанра, но из-за невезения или плохого менеджмента так и не добились должного успеха, и поэтому их впечатляющие работы так и не были широко известны. Все они заслуживают хотя бы первого прослушивания, а некоторые, возможно, даже требуют серьезной переоценки.
10. Teenage Jesus & The Jerks – Pink (1979)
Этот альбом стал архетипическим альбомом движения "no wave" и посвящен разрушению музыки. В нем мало логической структуры песен, и нет ни одной поправки на то, чтобы доставить слушателю удовольствие, по крайней мере, в обычном смысле этого слова; вы точно не сможете подпевать или танцевать под него.
Что касается художественных достоинств, то это звуковой эквивалент осознания того, что древнегреческая статуя будет выглядеть по-другому, если по ней ударить молотком, или классическая картина маслом может быть увидена по-новому, если в ее центр воткнуть нож. Является ли такой подход самостоятельной формой творчества, а не просто разрушением того, что уже было, - это вопрос художественный и даже философский. Но если исходить из популярного понимания того, что одной из великих творческих сил панка было разрушение существующих правил и параметров с целью стимулировать плодородное возрождение, что он, несомненно, и сделал, то Teenage Jesus & the Jerks сделали это как никто другой.
В результате, этот альбом нельзя рекомендовать в обычном смысле этого слова, но он, безусловно, входит в число наиболее сложных и испытывающих музыку, когда-либо записанных на виниле к этому моменту. Слушайте на свой страх и риск.
9. Teenage Head – Teenage Head (1979)
Несмотря на свое весьма провокационное название (на самом деле это отсылка к альбому 1971 года группы The Flamin' Groovies), эта группа из Гамильтона близ Торонто, Канада, была быстро подписана крупным лейблом Epic и, казалось, была готова к звездной славе. Они получили известность, когда их выступление в декабре 1978 года на концерте The Last Pogo в Торонто закончилось беспорядками, которые попали в национальные новости, и добились впечатляющих показателей продаж (их второй альбом Frantic City (1980) стал золотым), но все же в итоге почти полностью остались за бортом истории североамериканского панка.
В дебютном альбоме смешались рок-н-ролл 1950-х годов со скоростью Ramones и развязностью New York Dolls, а также несколько запоминающихся песен, включая Ain't Got No Sense и их первый сингл Picture My Face. После успеха их второго альбома была организована серия концертов в Нью-Йорке, чтобы попытаться заключить контракт на запись в США, но их гитарист Горд Льюис серьезно пострадал в автокатастрофе всего за несколько дней до того, как они должны были отправиться в путь.
Их последний полноценный студийный альбом был выпущен в 1996 году, и группа продолжала существовать в различных формах на протяжении 2000-х годов. Вокалист Фрэнки Веном умер от рака горла в 2008 году, а фанаты были шокированы, узнав об убийстве Горда Льюиса его сыном в августе 2022 года.
KOTX – 1978-1979
Эта компиляция была посмертно выпущена в 2016 году и включает в себя все, кроме одной, записи KOTX, сделанные в 1978-1979 годах. Кроме одной песни под названием Before You Go, которая появилась на альбоме-компиляции Rotterdam Spunk 1983 года с неблагозвучным названием, это единственный сохранившийся документ этой довольно загадочной и идиосинкразической панк-группы из Роттердама.
Их живые выступления (некоторые из них можно найти на YouTube) были шумными, поскольку группа пропагандировала агрессивный, стаккатный панк-рок с английскими текстами. Их звучание очень характерно для своей эпохи, так как было необычно найти такую агрессивную панк-музыку, в которой также использовались клавишные, хотя и с такой же яростью, как гитары и барабаны.
Официально они просуществовали до 1986 года, но, выпустив всего одну песню за время своей активной деятельности, были почти забыты. В середине 1990-х годов началось интенсивное изучение малоизвестных старых панк-групп, и их влияние теперь можно услышать в нескольких современных группах, в первую очередь в творчестве немецких панков Komplikations.
Альбом, включающий 17 песен продолжительностью всего 25 минут, не содержит никакой дополнительной информации, кроме перечня треков и имен участников группы; даже даты записи (не говоря уже об объяснении необычного названия группы) отсутствуют, кроме указания "1978-1979". В 2016 году на виниле было издано всего 250 копий, что сразу же сделало его предметом коллекционирования.
7. Pure Hell – Noise Addiction (1978)
К тому времени, когда они записали свой дебютный альбом в 1978 году, они создавали резкий и дико энергичный стиль современного панка, смешанный с грохочущей развязностью ранних групп, таких как New York Dolls и The Stooges, со скоростью и сложностью, по сравнению с которыми даже ранние работы Bad Brains кажутся сдержанными. Здесь собраны песни, которые, мягко говоря, можно назвать "абсолютно шредерскими", в частности, работа ведущего гитариста отличается поразительной скоростью и сложностью, что демонстрирует заглавный трек.
К сожалению, хотя им и удалось выпустить один 7-дюймовый сингл во время активной деятельности, группе, похоже, не повезло - запланированный на 1975 год дебютный 7-дюймовый альбом был отменен; единственная известная ацетатная копия сейчас принадлежит Генри Роллинсу из Black Flag. Первоначальный релиз этого альбома также не состоялся после того, как группа рассорилась со своим менеджером, который ушел, забрав с собой мастер-ленту, в результате чего о них почти полностью забыли, пока она не всплыла вновь почти двадцать лет спустя. Благодаря недавнему интересу к движению Afropunk они наконец-то получили то признание, которого заслуживают.
6. Panic – 13 (1978)
Panic были одной из многочисленных ранних европейских панк-групп, которые, скорее всего, добились бы большего успеха, если бы они базировались в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе или Лондоне. Несмотря на то, что группа из Амстердама (Нидерланды) выпустила свой альбом на диковинном красном виниле и пела на английском языке, ее часто не замечают.
В альбоме все еще чувствуются отголоски раннего рока 70-х, что неизбежно создает ощущение, что группа все еще находится одной ногой в до-панк-эпохе, а также наводит на мысль, что эти ребята, скорее всего, были выходцами из более рок-ориентированной среды, прежде чем переключиться на новые панк-звуки. Тем не менее, их слегка ретро-вибрация достаточно грамотно переплетается с более агрессивным подходом панка, и 13 песен (есть также песня под названием 13, отсюда и название альбома) могли бы легко вписаться в раннюю лондонскую сцену. Но этому не суждено было случиться, и сейчас они, возможно, являются самой малоизвестной группой, включенной в этот список.
Две песни с альбома были переизданы в виде 7-дюймового сингла в 1980 году с текстами и названиями песен на голландском языке, и это был их последний релиз.
5. London – Animal Games (1978)
Одна из лучших групп ранней британской панк-сцены, London образовались в 1976 году и быстро подписали контракт с крупным лейблом (MCA). Они много гастролировали вместе с The Stranglers, но выпустили только два сингла, E.P. и этот замечательный альбом, прежде чем они закончили свое существование и распались к концу декабря 1977 года.
На этом альбоме, выпущенном через год после их распада, London намеренно воспользовались стремительным порывом золотого года панка 1977 года, представив подборку напористых панк-песен с влиянием глэма, которые подытоживают молодежный дух ранней сцены и привносят в их звучание очень британскую чувствительность.
Барабанщик Джон Мосс продолжал играть в группе The Damned, а затем присоединился к Culture Club, с которыми оставался на протяжении всего расцвета в начале 80-х, а басист Стив Войс сейчас является профессором международных отношений в Сиднейском университете в Австралии. Группа реформировалась с двумя из четырех первоначальных участников в 2008 году.
4. Elton Motello – Victim Of Time (1978)
Дебютный альбом Элтона Мотелло (настоящее имя Ален Уорд) из Брайтона, Великобритания, является настоящей диковинкой своей эпохи, и, несмотря на то, что он наиболее известен благодаря каверу на одну из самых пошлых панк-плагиатов всех времен, его эксцентричная причудливость, возможно, скорее улучшила, чем ухудшила его с годами.
Несмотря на то, что в нем прослеживаются американские нотки, начиная от лирики "Hey-Ho!" и заканчивая гиперактивным темпом Ramones, использованным в открывающем треке, в нем присутствуют элементы глэма, R'n'B и паб-рока. Здесь есть несколько вольных вкраплений пошлой поп-музыки 60-х и 70-х годов, с добавлением наглой развязности Лу Рида и Дэвида Боуи начала 70-х. Однако эклектичная смесь стилей всегда получает дополнительный заряд бодрой панковской энергии.
Jet Boy, Jet Girl - это жемчужина, которая технически является кавер-версией (бельгийского однохитового чуда Plastic Bertrand's Ca Plan Pour Moi), но с английскими текстами, чтобы сформировать удивительно остроумную (для того времени) оду страстному ревнивому однополому роману. Это делает песню хиповой, дико запоминающейся и в чем-то очень крутой, но в то же время китчевой, слащавой и сознательно, даже радостно глупой. В других местах рожки, клавишные, слайды и гитары, а также взволнованный вокал Мотелло создают одну из настоящих странностей панк-сцены конца 70-х.
3. The Consumers – All My Friends Are Dead (1978)
Хотя некоторые сначала оспаривали заявление группы о том, что этот материал был записан еще в 1977 году, один из двух оставшихся в живых участников группы недавно подтвердил, что записи действительно были сделаны в декабре того года.
В любом случае, эти десять демо-песен представляют собой убедительный восемнадцатиминутный взрыв сопливого, злобного панк-рока, возможно, даже прото-хардкора, способного соперничать с ранними Black Flag или Germs. С шред-гитарами, скоростью и агрессией, опережающими свое время, они могли бы стать более известными сегодня, если бы получили полноценный релиз, пока группа была активна, а не существовали только в виде демо-записей до официального релиза в 1990-х годах.
В 1977 году панк-рок был нелегким делом, особенно в родном городе The Consumers - Фениксе, штат Аризона, вдали от буфера, который обеспечивали единомышленники из Калифорнии, Лондона или Нью-Йорка. Школьные друзья Пол Катлер (гитара) и Дэвид Уайли (вокал) вспоминают, как проехали 356 миль до Лос-Анджелеса только для того, чтобы купить 7-дюймовый диск Sex Pistols. В конце концов, они переехали на развивающуюся панк-сцену Лос-Анджелеса, но, к сожалению, не продержались достаточно долго, чтобы извлечь выгоду из этого переезда.
В дальнейшем Катлер создал группу 45 Grave, которая перезаписала трек The Consumers "Concerned Citizen", который можно услышать здесь в его ранней форме, а позже он создал группу The Dream Syndicate.
2. Ultravox – Ha! Ha! Ha! (1977)
Конечно, это не та группа, которая записала заводной поп-хит 80-х "Vienna!"? Ну... и да, и нет. Когда после первых ударов клавишных в открывающем треке RockWrok вступают другие инструменты, сразу становится ясно, что это та же самая группа, и под тем же названием. Эта инкарнация, с оригинальным вокалистом Джоном Фоксом, - совсем другой зверь и, вероятно, станет сюрпризом для тех, кто знаком только с их поздними работами в качестве мейнстримовой поп-группы.
Это гораздо более панк-ориентированная группа с возбужденным, энергичным и нервно-дрожащим звучанием, которое местами граничит с агрессией, а местами задумчиво и интроспективно. Гитары воют и меандрируют, клавишные резко бьют в один момент, а в другой скользят и парят, создавая убедительные нуарные и атмосферные панковские звуковые ландшафты.
Стиль Джона Фокса сильно отличается от стиля Мидж Юр (который заменит его несколькими годами позже), и те, кто открывал для себя бэк-каталог группы после их успеха в чартах 80-х, должно быть, были шокированы разницей. По тем же причинам неосознанного предубеждения, первые два альбома Ultravox так и не получили должного признания в панк-кругах, несмотря на то, что являются интересным ранним срезом развития жанра. Среди них выделяются "While I'm Still Alive", в которой есть мрачность и тоска любого трека Joy Division, но при этом между панковскими гитарными переборами вплетается стучащий диско-бит, и "Distant Smile", в которой используются губная гармошка и виолончель для создания меланхоличной, готической атмосферы, а затем врывается в быстрое и многословное завершение.
1. F.U.2 – Depression (1977)
Эта запись томилась в безвестности, несмотря на то, что была выпущена в период расцвета панка. По сути, это был "фейковый" панк-альбом, и поэтому в панк-кругах он считался отвратительным, но со временем, постепенно освободившись от ограничений моды, он стал скорее интригующим курьезом, чем откровенной пародией.
F.U.2 состояла из британских сессионных музыкантов, собранных гитаристом Терри Клемсоном (ранее игравшим в Downliners Sect) исключительно для того, чтобы заработать на новом панк-"тренде". Название группы и недвусмысленная надпись "панк-рок", украшавшая большинство вариантов обложки рядом с булавками и черепами, выдавали их статус "подделки" для британских панков. Однако альбом был нацелен в первую очередь на зарубежный рынок, который, как они надеялись, не сможет отличить его от настоящего на том раннем этапе, когда панк только начинал выходить за пределы Великобритании и Северной Америки.
Как бы ни было больно старым панкам признавать это, беспристрастный слушатель обнаружит, что, по крайней мере, первая половина альбома убедительно имитирует звучание и отношение раннего британского панка, несмотря на то, что эти старые рокеры не смогли удержаться от того, чтобы не прихватить с собой гармоники и клавишные. Альбом был записан и сведен всего за один день (что придает ему немного больше панковской достоверности), он состоит из нескольких прекрасных, зажигательных панк-рок песен, хотя и в менее серьезном стиле с такими названиями, как Sniffin' Glue и Mean Evil Child.
EPishka на других площадках: 🞄 Вконтакте 🞄 Youtube 🞄 Mail.Pulse 🞄