Зина родом из обычной крестьянской семьи. Она появилась на свет в 1920-м году. Семья жила рядом с белорусским городком Полоцка, а затем сменила место жительства на шахтерский город Ленинск-Кузнецкий. Жизнь девушки была предельно простой: после школы она пошла работать лаборантом-химиком, после рабочей смены отправлялась с подружками на танцы. Ее будущее виделось ей простым, стабильным и понятным.
Однажды у нее появился молодой человек – хороший парень по имени Иосиф Марченко. Отношения развивались мирно и скромно. В 1941 году, весной, Иосиф предложил Зине создать семью. Молодых людей ожидала свадьба, но… они не успели вступить в брак.
Иосиф ушел воевать с первой волной добровольцев
Зинаида чувствовала, что просто обязана внести и свой вклад в борьбу с фашистами, защитить Родину. Ей отказали в желании идти на фронт, но она добилась своего – прошла курсы медсестер и отправилась на фронт, в составе стрелкового полка через год после Иосифа, в 1942 году.
Зине было всего 22 года. Некоторые источники утверждают, что за 5 дней (19-23 июля) она смогла спасти с поля боя 25 солдат, другие – что их было больше 40-ка. Но главное – девушку отличала невероятная смелость, сила духа и оптимизм даже в самые трудные минуты. Спустя некоторое время Зину назначили старшиной медслужбы и наградили орденом Красной Звезды, еще через время – орденом Красного Знамени.
В свои 22 года Зина увидела столько всего, чего с лихвой хватило до конца дней – бомбежки, искалеченные солдаты, смерти, мертвые дети в колодцах – дети, которых немцы использовали как доноров крови… она пережила голод, холод, грязь… но и это был еще не предел.
Целых 8 месяцев Зина снова и снова пробиралась на поле боя, тащила на себе пострадавших мужчин, весивших порой вместе с обмундированием раз в 5 больше нее самой. За 8 месяцев она спасла 123 солдата!
Первое и последнее боевое ранение
В 1943 году, в феврале, полк находился в Курской области. Шла битва за станцию Горшечное. Командир взвода, лейтенант Михаил Тимошенко, был серьезно ранен. Зина попыталась помочь лейтенанту, но попала под волну обстрела и ей перебило ноги. Она не остановилась и ползла вперед, к командиру… Добравшись до командира, Зина обнаружила его мертвым…
Обратный путь был очень тяжелым. Идти она не могла, поэтому ползла. Фашисты наступали, и Зина решила притвориться мертвой. Возле нее остановился немецкий солдат и почему-то не выстрелил. Вместо этого он избил девушку ногами и прикладом автомата по голове, лицу, животу. Зина потеряла сознание…
Возможно, Зина и не выжила бы – бушующие морозы, снегопад совершенно не те условия, в которых можно выжить. Тело девушки буквально вросло в снег. Но ночью ее нашла разведывательная группа и буквально вырезала ее тело изо льда. Только на третьи сутки девушку получилось доставить в госпиталь, но было слишком поздно – конечности были обморожены настолько, что развилась гангрена.
В свои 23 года девушка перенесла 8 операций, и в итоге осталась без кисти левой руки, почти всей правой руки. Ампутированы были также правая нога выше колена и часть стопы левой ноги.
Доктор, я все выдержу. Только сохраните мне жизнь» - говорила Зина перед операциями, которые проводились с минимальным количеством обезболивающего.
По словам сотрудников госпиталя девушка ни разу не заплакала, ни разу они не слышали от нее жалобы на боль. И даже больше – она часто шутила, просила перевозить по другим палатам и подбадривала раненых. Лишь об одном она переживала – что больше не может приносить пользу своей Родине.
После всех операций Зину перевезли в специализированный госпиталь в Свердловске. Однажды весной мимо окна, через которое Зина наблюдала за улицей и думала о своем, проходил молодой солдат. Он крикнул ей: «Красавица! Пойдем гулять?» Зина тут же ответила: «У меня волосы не уложены!» Вскоре парень зашел в палату девушки, и… зарыдал, увидев ее состояние, бросился ей в ноги и просил прощения.
Вскоре девушка попросила одну из медсестер написать письмо ее Иосифу. Тяжело представить, чего ей стоило диктовать слова для этого письма, и что чувствовала медсестра, писавшая эти строки…
Зина Туснолобова поражала главного хирурга своей стойкостью
Зина крепко подружилась с главным хирургом госпиталя, в котором лежала. Его имя – Николай Соколов. При каждой встрече Николай поражался, как держалась Зина. В отличие от множества бойцов она не выглядела сломленной, убитой горем. И даже больше – она старалась по возможности поддерживать всех вокруг.
Хирург очень хотел помочь девушке, и спустя некоторое время сделал ей операцию на левой руке. Он разделил кость предплечья так, чтобы получилось подобие 2 пальцев. Понадобилось немного поработать с мышечной тканью, чтобы эти пальцы могли сжиматься. Зина стала учиться пользоваться своей новой рукой, брать вещи, умываться, есть…
Ее мечтой было снова уметь писать. Специально для нее сделали резиновую манжетку с прикрепленной ручкой. Она одевалась на остаток правой руки. День за днем молодая женщина тренировалась писать буквы, и спустя некоторое время смогла даже писать предложения.
К Зине часто приходили гости – из местной школы, из завода «Уралмаш»
Дети делились событиями из своей жизни, взрослые рассказывали о жизни и о работе. Мельком Зина уловила, что на заводе хромает дисциплина: некоторые рабочие халатно относятся к своей работе, прогуливают, срывают сроки и опаздывают на смену. Она не понимала, как такое возможно в это время? И попросила организовать встречу с работниками.
Писатель Николай Арсенин описал эту сцену в своей книге «Мужество» так:
На танках, которые были выпущены сверх плана, была надпись «За Зину Туснолобову!»
А тем временем она получила ответ от Иосифа:
Вскоре Зину перевели в Московский институт протезирования
Она продолжала лечение уже в другом госпитале. У нее была цель – встретить своего любимого, стоя на своих ногах. В Московском институте ей сделали протезы, и она каждый день, сжимая зубы от боли, училась ходить. Несколько шагов по палате… несколько шагов в коридоре… Постепенно она даже стала выходить в сад госпиталя. Это были ее маленькие, но одновременно огромные победы.
Врачи и медсестры поражались стойкости и упорству молодой женщины, и шутили, что скоро она и танцевать начнет.
Она продолжала внимательно следить за новостями с фронта. В 1944 году немецкие войска приблизились к ее родному городу Полоцк. Зина, желая поддержать боевой дух товарищей, отправила письмо во фронтовую газету:
«Отомстите за меня! Отомстите за мой Родной Полоцк!
Пусть это письмо дойдёт до сердца каждого из вас. Это пишет человек, которого фашисты лишили всего: счастья, здоровья, молодости. Мне 23 года. Уже 15 месяцев я лежу, прикованная к госпитальной койке. У меня теперь нет ни рук, ни ног.
Я была лаборанткой-химиком. Вместе с другими комсомольцами добровольно ушла на фронт… …Всего я вынесла с поля боя 123 раненых бойца и командира.
В последнем бою, когда я бросилась на помощь раненому командиру взвода, ранило и меня, перебило обе ноги. Фашисты шли в контратаку. Меня некому было подобрать….
… Я инвалид. Недавно я научилась писать. Это письмо я пишу обрубком правой руки, которая отрезана выше локтя. Мне сделали протезы, и, может быть, я научусь ходить. Если бы я хотя бы ещё один раз могла взять в руки автомат, чтобы расквитаться с фашистами за кровь. За муки, за мою исковерканную жизнь!
Солдаты! Я была вашим товарищем, шла с вами в одном ряду. Теперь я не могу больше сражаться. И я прошу вас: отомстите! Вспомните и не щадите проклятых фашистов. Истребляйте их, как бешеных псов. Отомстите им за меня, за сотни тысяч русских невольниц, угнанных в немецкое рабство. И пусть каждая девичья горючая слеза, как капля расплавленного свинца, испепелит ещё одного немца…
…Мне очень тяжело… Эх! Не сделано и десятой доли того, о чём мечтала, к чему стремилась... Но я не падаю духом. Я верю в себя, верю в свои силы, верю в вас! Я живу надеждой, что горе моё не останется неотомщённым, что немцы дорого заплатят за мои муки, за страдания моих близких.
Прошу! Когда пойдёте на штурм, вспомните обо мне! Пусть каждый из вас убьёт хотя бы по одному фашисту!
Зина Туснолобова, гвардии старшина медицинской службы. Москва, 71, 2-й Донской проезд, д. 4а, Институт протезирования, палата 52».
Ее имя солдаты выводили белой краской на танках, бортах самолетов, боевой технике и даже на стрелковом оружии… Ее зов был услышан, он зажег пламя в сердцах уставших, измотанных войной солдат. Эта вера, это пламя привели к победе! Полоцк выстоял!
Любовь выдержала все испытания
В скором времени к Зине приехал Иосиф. Он тоже был ранен, передвигался при помощи трости. Они вернулись в родной город, расписались, а через год исполнили свою довоенную мечту – высадили яблоневый сад. Зина родила двоих мальчишек, одного за другим – Славика и Толика. Но они умерли, будучи совсем маленькими, от инфекции.
Супруги пережили и это. Сила их любви и сила их духа поистине должны стать примером для подражания многим.
В 1951 году Зина родила еще сына Владимира, а в 1959 – дочь Нину – с ними все было хорошо.
Зине долгое время шли письма – от солдат, школьников, студентов. Записки приходили со всего союза. Она лично отвечала на каждое. Долго она вела переписку и с хирургом Николаем из Свердловска.
«Может это и есть настоящее счастье? В цветущем яблоневом саду и растущих детях…Приезжайте с семьей! Пойдем за грибами, будем ловить рыбу! Вы сами увидите, как я снова научилась готовить, штопать детям носки!» - писала Зина своему другу Николаю.
Зина действительно вела хозяйство и практически никогда не просила о помощи. Конечно, Иосиф многое делал из домашних дел. Зинаида стала диктором на радио, продолжала вести активную общественную жизнь, состояла в партии. Она никогда не просила других о помощи, наоборот – к ней всегда обращались за советом, приходили за помощью. А еще к ним в гости часто приезжали не только известные люди страны, но и из-за рубежа.
Супруги вырастили достойных детей. Сын Владимир отслужил в ракетных войсках, хотя, учитывая состояние здоровья родителей, мог и не служить. По профессии Владимир был слесарем-монтажником. Спустя некоторое время закончил институт, 32 года проработал в газовой службе, стал заместителем директора горгаза. А дочь Нина стала швеей.
Зине Туснолобовой в 1957 году присвоили звание Героя Советского Союза, вручили орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».
В 1965 году Зинаиде выдали медаль Флоренс Найтингейл. Зинаида Михайловна стала третьей медсестрой на просторах союза, получившей столь высокую награду.
Туснолобова-Марченко Зинаида Михайловна умерла 20 мая в 1980 году. А вскоре за любимой ушел и Иосиф.
В 1987 году в Витебске была утверждена премия имени Зинаиды Туснолобовой-Марченко. Ею награждают многодетных матерей этого региона. Торжественное мероприятие проводится каждый год, перед Днем матери 14 октября. В честь самой Зинаиды названа одна из улиц Полоцка, а ее квартиру сделали музеем.