Найти тему

Медиация и когнитивно-поведенческие инструменты в медиации

Авторы статьи: Марина Владимировна Береснева, Ольга Владимировна Кославская

Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010 N 193-ФЗ 27 июля 2010 года N 193-ФЗ дает следующее определение процедуры медиации - это «способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения».

Медиация - это особый вид переговоров в конфликтных ситуациях, когда стадия конфликта достигает такого эмоционального накала, что конфликтующие стороны уже не могут договориться напрямую. В этих случаях управление переговорами специалистом медиатором позволяет перевести стороны из высокоэмоционального состояния в рациональное и найти решение конфликта, удовлетворяющего интересам всех спорящих сторон.

Медиатор при проведении переговоров руководствуется принципами конфиденциальности, нейтральности, беспристрастности, добровольности участия и равноправия сторон.

Основная роль медиатора – вести процедуру. Он не выносит решений, не дает оценок, не присоединяется ни к одной из сторон. Все решения принимают сами конфликтующие стороны, они же отвечают за исполнение достигнутых договоренностей.

Процедура медиации проводится в соответствии с определенным алгоритмом – стадиями медиации. В теории медиации существуют разные варианты выделения таких стадий. Для целей настоящей статьи возьмем самую обобщенную формулу медиации, которая выделяет следующие стадии:

  • Вступительное слово медиатора
  • Презентация сторон
  • Дискуссия
  • Решение проблем
  • Соглашение сторон и завершение процедуры.

На любой стадии медиатор, если видит, что переговоры заходят в тупик или имеется серьезный дисбаланс сил, может проводить индивидуальные беседы (кокусы) с каждой из сторон.

Если очень упрощенно описывать задачи медиатора на разных стадиях таких переговоров, то они сводятся к тому, что необходимо дать возможность сторонам высказаться и быть услышанными, (провентилировать) помочь сторонам отреагировать свои эмоции, перевести спорящих в рациональное состояние, протестировать с ними реальность, отделить факты от их интерпретаций, дать возможность осознать свои интересы, отличить их от позиций, определить проблемные вопросы, сгенерировать различные варианты их решения, выбрать вариант, наиболее удовлетворяющий интересы сторон, и заключить соответствующее соглашение.

Для решения этих задач в медиации, как междисциплинарной деятельности, используются инструменты из различных областей знаний психологии, конфликтологии, переговоров, юриспруденции и т.п. Основной набор психологических инструментов, используемых медиатором, часто служит основанием для отнесения процедуры к тому или иному виду медиации. Например, существуют:

  • Медиация, ориентированная на решение проблем;
  • Трансформативная медиация;
  • Нарративная медиация;
  • Системная медиация;
  • Оценочная медиация;
  • И другие виды.

При этом практически все виды медиации применяют в той или той степени инструментарий когнитивно-поведенческой психотерапии, т.к. его использование помогает людям в короткие сроки скорее понять причины собственных эмоций и поведения, причины эмоций и поведения другого человека, а также осознать вклад каждой из сторон в конфликт.

Поскольку медиация, в отличие от психотерапии, призвана помочь конфликтующим сторонам найти решение в конкретной жизненной или правовой проблеме, а не корректировать личность в связи с ее внутриличностным конфликтом, то в задачу медиатора не входит глубинная проработка психологических причин, влияющих на поведение человека в конфликте. Поэтому медиатор, если использовать терминологию КПТ, имеет дело в основном с автоматическими мыслями и промежуточными убеждениями сторон конфликта.

Медиация ориентирована на будущее. Как уже отмечалось, в медиации не исследуются глубинные причины конфликта и не происходит серьезная переоценка ценностей. Основная задача – найти такое решение конкретной проблемы, которое устроит обе стороны конфликта.

В силу природы медиации и требований законодательства о медиации медиатор не может давать советы или консультировать стороны в процессе медиации. Поэтому основные инструменты медиатора - это вопросы и обратная связь сторонам в ходе осуществления процедуры. Особенно важна обратная связь на стадии Презентации сторон, т.к. она помогает людям услышать от медиатора их собственный рассказ, пересказанный в формате классической таблица АВС, т.е. с отделенными друг от друга фактами, интерпретациями и эмоциями. Отвечая же на вопросы о проблеме, конфликтующие люди осознают роль конфликта в их жизни, роль своего восприятия в оценках ситуации, собственные интересы и находят экологичные способы их удовлетворения.

Когнитивно-поведенческий подход к работе с конфликтом дает различные эффективные инструменты и алгоритмы снижения влияний на человека его деструктивных убеждений: шкалирование эмоций, схемы задавания вопросов, логический анализ, моделирование, использование альтернативных интерпретаций и т.п.

Часть из них применяются только в индивидуальных встречах (кокусах), а часть может применяться и в открытых сессиях.

Ниже приводятся некоторые когнитивно-поведенческие техники, которые можно, использовать в медиации.

1. Формула АВС

Сторонам конфликта предлагается проанализировать свое видение ситуации по формуле АВС. При этом часто используется флипчарт, на котором медиатор записывает в отдельный столбики факты и их оценки. Как правило это приводит к тому, что у человека начинает раскачиваться «железная» уверенность в своей правоте, а также снижается эмоциональный накал.

2. Когнитивное прояснение

Это сквозная техника, которая используется на всех стадиях медиации. Важно, чтобы у конфликтующих сторон было одинаковое понимание как предмета спора, так и тех аспектов, о которых они договорились.

Можно привести пример из реальной медиации, когда рассматривался конфликт между работницами бухгалтерии одной из организаций. Конфликт возник по поводу распределения обязанностей в отделе. Должностные инструкции были плохо составлены, что приводило либо к дублированию функций, либо к пробелам в функционале. Конфликт был вялотекущим, пока одна из работниц (назовем ее Валентина) не сравнила другую (назовем ее Верой) со сказочным персонажем Мальвиной. Вера этим сравнением была очень оскорблена. Оно приводило ее в крайнюю степень негодования. Конфликт вылился в открытый скандал, после которого ритмичная работа в бухгалтерии была невозможна. При прояснении у Веры, что именно ее больше всего обидело в этом сравнении выяснилось, что у Веры в семье Мальвина считалась несимпатичным персонажем, неискренним, фальшивым и неумным.

Когда Валентину спросили, что она имела ввиду, сравнивая Веру с Мальвиной, оказалась, что для Валентины Мальвина это персонаж, наделенный качествами перфекциониста, требовательного к себе и другим. После тако, как Вера поняла, что имела ввиду Валентина, сравнивая ее с Мальвиной, уже не было сложностей с дальнейшим разрешением конфликта.

3. Шкалирование эмоции

Часто помогает осознать, соразмерна ли эмоция человека событию, которое с его точки зрения, вызвало эту эмоцию, что, в свою очередь, приводит к снижению интенсивности эмоции. Часто люди склонны преувеличивать силу негативной эмоции. Например, чувство гнева. Так в семейной медиации по поводу определения порядка общения с детьми отдельно проживающего от них отца, бывшая жена очень злилась, когда бывший муж начинал настаивать на том, чтобы забирать полуторогодовалого ребенка на выходные с ночевкой. Она начинала сильно кричать и обвинять бывшего мужа во всех грехах.

Такой способ общения между бывшими супругами не способствовал достижению соглашения. Медиатор в кокусе прояснил, на сколько баллов женщина оценивает свой гнев. Оказалось, что на 9-10 баллов. Но после обсуждения других случаев гнева, она поняла, что ее реакция на поведение бывшего мужа чрезмерна и мешает переговорам. После индивидуальной встречи (кокуса) женщина уже так бурно не реагировала на предложения бывшего мужа и смогла объяснить ему, что ребенок еще слишком мал и разлучение с матерью на два дня будет для него травматично.

4. Разграничение эмоциональной проблемы и практической

Медиатор сначала помогает клиенту решить эмоциональную проблему и только после этого переходит к практической.

5. Моделирование

Медиатор, используя формулу АВС предлагает клиенту смоделировать желательное для клиента эмоциональное реагирование на фактическую проблему и описать, какие мысли могли бы привести клиента к такой реакции. Например, жена жалуется, что муж специально приводит друзей домой, чтобы не оставаться с ней наедине. Это очень ее обижает. Ей можно предложить придумать аргумент, который свидетельствовал бы о том, что муж приводит домой друзей, из-за любви к ней. В качестве такого аргумента можно предложить фразу: «Муж хочет, чтобы его жена была всегда рядом с ним, именно поэтому он приходит с друзьями к себе домой, а не уходит с ними и не оставляет жену одну».

6. Техника дискуссии с деструктивным убеждением клиента

Медиатор в ходе беседы с клиентом выявляет его иррациональное убеждение, которое мешает клиенту быть гибким и рациональным при обсуждении проблемы. Он задает клиенту вопросы, проверяющие источник убеждения, его реалистичность, полезность и логичность.

7. Историческая перспектива

Эта техника позволяет сторонам обнаружить в прошлом «счастливые моменты» и позитивные способы нахождения совместных решений в сложных ситуациях. Именно на них можно опираться в медиации, чтобы найти механизмы и решения, способствующие разрешению конфликта.

8. Сократовский диалог

Эта техника в той или иной степени применяется на всех стадиях, начиная с дискуссии.

9. Стратегия решения проблем (Оценка достоинств и недостатков каждого варианта решения проблемы)

Медиатор помогает сторонам произвести сравнительный анализ соотношения затрат и выгод тех возможностей и альтернатив, что открываются в процессе принятия решений по предмету спорных отношений.

10. Тренинг коммуникации

В процессе медиации стороны конфликта получают опыт конструктивных переговоров: умения выражать свои мысли и эмоции, а также слушать друг друга. Такой опыт помогает сторонам конфликтных отношений перейти от линейной, отражающей причинно-следственный образ мысли и направленной вовне (не на себя) к циклической коммуникации, которая отражает более зрелую, дифференцированную и абстрактную форму мышления. Такой тип коммуникации позволяет сторонам увидеть, как поведение каждого из них влияют на другого, и когнитивно включить это знание в свою систему представлений. При таком варианте дискуссии паттерны коммуникации становятся более ясными.

Обширный когнитивно-поведенческий инструментарий позволяет найти и применить техники разной степени сложности и глубины в зависимости от специфики спора и особенностей его участников.

Список литературы

  1. Даттилио Франк М. "Когнитивно-бихевиоральная терапия с парами и семьями" – ФОРУМ, 2016
  2. Кларк, Л. Обуздай свои эмоции. Как справиться с тревогой, гневом и депрессией, пер. с англ. М. Колесниковой. — М.: Астрель: ACT, 2007.
  3. Ковпак Д. из выступления на семинаре, посвященном основам когнитивно-поведенческой психотерапии.
  4. Когнитивная психотерапия расстройств личности — СПб.: Питер, 2002. — 544 с. — (Практикум по психотерапии).
  5. Мак Маллин Р.М15 Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2001.
  6. Харитонов С.В. Основы когнитивно-поведенческой психотерапии (избранное из книги «Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии». Издательство «Психотерапия», 2009 г.)
  7. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. (Серия «Ступени психотерапии»).
-2

Если вам интересно развивать свои компетенции и улучшать техники взаимодействия и выстраивания контакта с клиентами, приходите на тренинги по развитию тематических техник и навыков (ТТиН) “Коуч-позиция”, которые стартуют уже 14 декабря.

Ведущий тренингов: Алексей Юрьевич Ёжиков - бизнес-коуч, руководитель Секции «Коучинг» и супервизор Ассоциации КПП.