История этой станции метро началась с трещины в потолке. Ее украшали полудрагоценными камнями и мозаиками в стиле ар-деко. Она и сейчас удивляет звуковыми и монетными фокусами.
Несколько интересных фактов о стильной и строгой станции московского метро — Маяковской.
Гран-При в Нью-Йорке
В 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке отсек станции метро «Маяковская» был воссоздан в натуральную величину и… взял Гран-При.
В этой станции соединились уникальная конструкция и искусство.
Трещины в потолке
Первая московская ветка метро от Парка культуры до Сокольников разгрузила наземный транспорт и подтвердила — метро в Москве нужно, и чем больше, тем лучше.
Станции новой ветки, Замоскворецкой, должны были залегать значительно глубже. Чтобы не пугать пассажиров 33-метровой глубиной подземелья, на Триумфальной площади решено было реализовать проект станции с высоким потолком. Вскоре, и площадь наверху, и станция под землей получили имя Владимира Маяковского.
Три параллельных тоннеля, два для поездов и высокий центральный для пассажиров, были соединены проходами и были почти готовы. Оставалось снять поддерживающие своды конструкции и провести финальную отделку. Но, увы, на сводах появились трещины. Виной стали близко расположенные к тоннелю плавуны.
Что делать? Заливать бетоном готовый тоннель и строить новый по другому инженерному решению? Или делать надежную конструкцию из уже имеющегося пространства.
Архитектор Алексей Душкин, которому было доверена переделка, справился великолепно.
Готика и дирижабль в помощь
Он оставил конструкцию соединенных трех арочных тоннелей, немного уменьшив высоту и укрепив своды по типу готических соборных нервюр. Подобные нервюры, держат высокие потолки Миланского, Кёльнского и многих других соборов.
Опоры же предложил сделать из особо прочной новой стали. Интересно, что опоры и необычные металлические ленты, проложенные как отделка опор, были одобрены авиаконструкторами и изготовлены в поселке Дирижаблестрой, ныне — Долгопрудный.
Была даже байка, что металлические полоски из нержавейки — это порезанный корпус дирижабля.
Полудрагоценная отделка
Арочные колонны вестибюля станции от пола до уровня человеческого роста отделаны мрамором необычной розово-кирпичной окраски. Это сегодняшнее оформление, которое пришло на смену первоначальной и очень дорогой отделки.
Ранее эти угловые накладки были сделаны из уральского орлеца, или родонита. Полудрагоценный камень, который не только красив своим благородством и глубоким оттенком цвета розы. Его наделяли еще и мистическими свойствами: изделия из родонита раскрывают лучшие качества души, потенциал человека, повышают его уверенность в своих силах.
Вот такой симбиоз. Внешне строгая и монументальная станция метро и отделка, раскрывающая творческие и душевные возможности пассажиров.
Над нами небо голубое
Именно такую цель поставил и реализовал архитектор станции Алексей Душкин. Чтобы люди, находящиеся глубоко под землей, не чувствовали давления 33-метровой толщи над собой.
Если смотреть из одного конца центрального зала в другой, то видны 36 арок, опирающихся на столбы. А между арками — белоснежные пролеты поднимающегося потолка со светящимся кольцами в центре.
Очень похоже, что именно там расположены окна в небо, или «второй свет» помещения. На самом же деле, круговые ниши осветили направленным вверх светом, а в вестибюль попадает лишь отраженный от белого потолка свет. Это дизайнерское решение прекрасно выполнило задачу высоты и простора.
День и ночь
Часто ли мы смотрим вверх, когда спешим в метро? Станция Маяковская заслуживает паузы в суете.
35! неповторяющихся мозаичных панно расположены в светлых круглых потолочных оконцах между 36 арками. Они не видны, если смотреть вдаль станции. Их можно разглядеть, только находясь под очередной аркой.
Сюжет – сутки Страны Советов. От рассветного утра, в день, вечер, закат, ночь и опять в утро. И в это разное время суток изображены картинки из жизни страны: яблоневый сад и подсолнухи, красное знамя и Спасская башня, самолеты и спортсмены, уборка зерна и заводские трубы, стратостат и ЛЭП, чайки и мать с ребенком.
Впечатляет.
Секретный концерт под землей
В 1941 году «Маяковская» стала огромным концертным залом. Вечером 6 ноября 2000 приглашенных гостей разместились в помещении станции на стульях, принесенных из театров. На полу были расстелены ковры, по вестибюлю расставлены репродукторы. Гардеробом и гримерками артистам служили вагоны специального состава на путях.
На трибуну, привезенную из Большого театра, вышел Сталин и открыл торжественное заседание Моссовета, посвященное годовщине Октября. А после был концерт: пел И. Козловский и М. Михайлов, выступали военные ансамбли песни и пляски.
А на следующий день, Красная площадь с парада провожала военных на защиту Москвы. Глубокая «Маяковская» всю войну была бомбоубежищем для москвичей.
Фокусы
Металлические профильные ленты, выстилающие изнутри арки сводов, обладают весьма интересными свойствами.
Встаньте вплотную к одному концу арки и, направляя звук в столб, негромко скажите что-нибудь. Какая бы ни была шумовая завеса на станции, человек у другой стороны арки четко услышит сказанное вами.
Еще один интересный способ удивить друга или ребенка. Возьмите монетку номиналом в 2 или 5 рублей, прижмите ее к металлу арки пальцем и запустите вверх. Монета четко проследует по ленте всей арки и приземлится ровно с противоположной стороны.
Любите историю и путешествия? Читайте и смотрите на нашем канале:
* Остров мечты: можно ли здесь отдохнуть бесплатно * Нос и наган, крыло и туфелька: собрали 7 примет станции желаний * 4 факта про московское метро, о которых вы не знали * Мир Гарри Поттера: почему здесь всегда много взрослых
Понравилось - ставьте палец вверх и оставляйте комментарии. Вам не сложно, а мне приятно. Хотите увидеть новый материал первыми - подпишитесь на наш канал.