В своё время автор ТРИЗ Г. Альтшуллер поднял флаг алгоритмизации изобретательства, но потом бросил его, подняв флаг сильного мышления.
Это было его ошибкой. Так как сильное мышление нельзя определить, и непонятно, что такое сильное мышление, ведь каждый его понимает по своему, а в результате ТРИЗ превратилась в собрание людей, не понимающих чем они занимаются.
Причина объяснима, ведь Г. Альтшуллер писатель-фантаст, а фантазия без формальной логики может завести куда угодно.
У самой ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) есть «родимые пятна» предыдущих методов творчества. Главный недостаток ТРИЗ — это неточность результата. А сложность изучения ТРИЗ в том, что термины размыты, нет достаточно проработанной системы понятий. Нет объекта и предмета теории решения изобретательских задач.
Объект — это область действительности, которую исследует данная наука, предмет — способ видения объекта с позиций этой науки. Тризовским языком: объект науки — надсистема, предмет науки — подсистема, а в логике это класс и подкласс.
Какую область действительности исследует ТРИЗ? Изобретения? Мышление изобретателей? Патенты? Системы? Развитие систем? Развитие сильного мышления? Противоречия? Воспитание нравственности детей? Решение бизнес-задач? Решение нестандартных задач? Решение проблем? Творчество? Решение технических проблем? Развитие таланта? Законы развития систем?
Чем они там занимаются? Такой вопрос будет у каждого, кто со стороны посмотрит на тризовцев.
Г. Альтшуллер в своих работах писал о конкурентах ТРИЗ, точнее отрицал, по его мнению, худшие методы: метод проб и ошибок (МПиО), методы организации творчества (мозговой штурм, метод фокальных объектов, синектика и т п.), методы систематизации творчества (морфологический анализ, контрольные вопросы, функциональный анализ и т. п.).
Я отрицаю ТРИЗ (методы направленного поиска).
Отрицание не значит отвержение. Я не отвергаю ТРИЗ, а беру от неё всё лучшее, в том числе то, что вошло в теорию изобретательства из отрицаемых Г. Альтшуллером методов.
Всё это алгоритмизируется, выявляется общее, с опорой на развитие теории алгоритмов. Сегодня теория алгоритмов прочно вошла в информатику. Это будет хорошим подспорьем. Тем более подобие алгоритмизации творчества было и раньше. Например, в драматургии со времён Аристотеля известна трёхактная структура и составляющие пути главного героя произведения, чтобы читатель или зритель получил катарсис.
У ТОТА всё предельно понятно. Опираясь на теорию алгоритмов — мы алгоритмизируем всё творчество. Не я один, а каждый может внести свой вклад в ТОТА, чтобы не возникло гуруизма. Проверкой наших работ будет логика (однозначность, достоверность и непротиворечивость) творческих алгоритмов и общего творческого алгоритма. Каждый активный участник нашего клуба может использовать наработки в своей деятельности и даже зарабатывать на этом (при условии ссылки на ТОТА).
Объект ТОТА — всё творчество. Предмет — общий для всего творчества алгоритм. Цель — показать всем людям, что существует общий алгоритм (я его открыл и он существует), по которому может пройти каждый творческий человек, и что стать творческим человеком легко, следуя по алгоритму.
Творчество — это созидание (творение) от саморазвития до создания нового в любой области.
Бизнес тоже творчество. Семейная жизнь. Или в общем духовная культура: искусство, религия, философия и наука. Да любая область.
Мы поднимаем брошенный Г. Альтшуллером и его последователями флаг алгоритмизации творчества.
В клубе ТОТА идут учебно-практические семинары. Каждый может как поднять свой уровень знаний в области логики творчества, так и совместно с участниками работать над базовыми творческими алгоритмами, из которых состоит Общий творческий алгоритм.
А. Ю. Щинников, 8.12.2022 г.