Нервные корреляты сознания (Neural correlates of consciousness) или NCC (именно эта аббревиатура используется в большинстве публикаций, посвященных данной теме) - это активность небольшой группы нейронов, которая взаимно однозначно соответствует осознанному восприятию определенного объекта, события или осознанному совершению определенного действия.
Но в мозге в любой отдельно взятый момент времени намного больше активностей, чем необходимо для того, чтобы пережить и иметь возможность сообщить о некотором внутреннем опыте.
Поэтому что бы мы ни воспринимали, что бы мы себе ни представляли, о чем бы мы ни думали, представление или репрезентацию этого объекта в мозге мы можем разделить, условно говоря, на две части.
Есть репрезентация, так называемая неявная или имплицитная - это работа множества нейронных ансамблей, которая передается на дальнейшую обработку.
И есть репрезентация явная или эксплицитная - активация небольшого числа нейронов, которые задают тот или иной аспект образа без дальнейшей обработки.
Например, в современной нейронауке считается, что именно так мы можем описать опознание лица в обработку информации о котором вовлечены нервные клетки во вполне определенной узко локализуемой области головного мозга. Именно вот этой явной или эксплицитной репрезентации, по всей видимости, не было у девушки Мэри из мысленного эксперимента Фрэнка Джексона, которая все знала про цвет, но не знала, каково это видеть синий или видеть красный, что человек при этом чувствует, что человек при этом внутренне переживает.
Как поймать эту эксплицитную или явную репрезентацию? Кристоф Кох предполагает, что в качестве рабочего критерия мы можем использовать то, что в современной психологии обозначается термином "рабочая память" - способность удержать необходимую информацию в течение краткого времени, потому что именно рабочая память - это наша способность реагировать на смену состояний, это обновление содержания нашего сознания.
И если мы даем человеку инструкцию выполнить какое - то действие, но чуть - чуть отложив его, чуть - чуть погодя, именно в этот момент мы можем как раз ловить нервные корреляты сознания.
Зачем их искать? На самом деле, построение того, что Кох обозначает как "сознаниеметр", имеет очень важные и прикладные, и фундаментальные выходы.
С одной стороны, если мы умеем ловить нервные корреляты сознания, мы можем более точно дозировать наркоз во время операции: нам нужно отключить сознание, мы понимаем, до какой степени необходима анестезия. С другой стороны, мы можем пытаться отвечать на вопрос, как сознание угасает во время болезни, как сознание развивается с момента рождения, когда младенец еще не может дать никакого речевого отчета о том, что он переживает, но, по всей видимости, внутренний опыт у него есть. И на самом деле, к нынешнему времени Кристоф Кох уже ушел от идеи поиска нервных коррелятов сознания как активности небольшой группы нейронов. Задача оказалась почти нереализуемая, поскольку в мозге слишком много нейронных ансамблей, и для себя он в качестве такого нового "сознаниеметра", перспективного видит предложенный Джулио Тонони индекс связанности мозговой активности, который представляет собой ключевое понятие теории интегрированной информации.
Но, тем не менее, это не предполагает отказа от самой идеи нервных коррелятов сознания как нейронного ансамбля, стоящего за определенным субъективным опытом. Вопрос: как такой ансамбль формируется?
И Кристоф Кох предполагает, что за его формированием стоит соревнование между коалициями нейронов, примерно так же, как коалиции в парламенте соревнуются за власть или партии соревнуются за места в парламенте во время выборов. Сначала в мозге имеют место множества неосознаваемой, то есть субъективно не представленной нейронной активности, но потом некоторые группы нервных клеток начинают работать более согласованно, и за счет вот этой согласованной активности как раз на время обретают власть. Подобного рода идеи высказывает в своем нейродарвинизме нобелевский лауреат Джеральд Эдельман, предполагающий, что фактически соревнование между нейронами в мозге аналогично конкуренции между видами в биологической эволюции.
Нервные корреляты сознания, подчеркнем еще раз, это тот минимальный набор обязательно согласованно работающих нервных клеток, которых достаточно для того, чтобы человек пережил определенный внутренний опыт, в то время как активности в мозге в любой отдельно взятый момент времени существенно больше. Но здесь важна именно принципиальная позиция исчерпывающей сводимости внутреннего опыта к работе нейронов.