Индуистская кастовая система — это система социальной организации, которая присваивает людям социальные функции в обществе на основе рождения, а не характеристик, присущих им для их собственной идентичности. Кастовая система считается частью индуистской жизни по крайней мере с 2000 г. до н.э., начиная с эпохи арийского вторжения. Одно из самых ранних представлений об иерархии различных каст исходит из Ригведы, древнего собрания санскритских гимнов, включающего один из четырех текстов, известных как Веды, древнейшие священные писания индуизма.
В этом отрывке описывается мир, сотворенный из существа Пуруши, чье тело описывается в терминах четырех основных каст: его рот — это брахманы, его две руки — кшатрии, его бедра — вайшьи, а из его стоп созданы шудры. Кастовая система делит индусов на четыре основные категории: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Ачхуты, или далиты, не входят в эту систему и долгое время считались неприкасаемыми, но сегодня в Индии этот термин больше не используется.
Эта история сотворения отражала роль, отведенную этим четырем основным кастам в обществе. Брахманы, образованные устами, были учителями и интеллектуалами. Кшатрии, образованные руками, были воинами и правителями. Вайшьи, созданные из бедер, были торговцами и купцами. Они считались тремя высшими классами. Шудры, созданные из его стоп, обычно выполняли черную и более физическую работу в обществе и считались низшим классом.
Внутри этих основных каст также были многочисленные подразделения, которые в конечном итоге составили около 3 000 формальных кастовых подразделений с более чем 20 000 подкаст, в зависимости от рода деятельности. Кастовая система в Индии часто описывается в рамках индуистской теологической системы верований о реинкарнации и карме. В этой системе верований положение человека в кастовой системе традиционно считается отражением индуистского понимания кармы и реинкарнации, что означает, что заслуги, накопленные за периоды реинкарнации, и действия в прошлых жизнях будут определять статус человека при рождении в следующей жизни.
Таким образом, к высшим классам относились люди, которые в прошлых воплощениях совершили очень много добрых дел, чтобы заслужить рождение брахманами. Далиты страдают в современном мире, чтобы искупить свои ужасные прошлые действия. Это теологическое понимание кастовой системы было поставлено под сомнение в последние десятилетия, поскольку современные индийцы борются с неравенством системы.
Далитам, как правило, отказывают в доступе к храмам, общественным колодцам, ресторанам, парикмахерским и другим общественным местам, а также дают ограниченные возможности для получения образования. По сей день многие сообщают, что в небольших деревнях действует запрет на прикосновения, хотя формально эта практика прекращена. Владельцы магазинов, например, могли отказаться принимать деньги непосредственно из рук кого-то из касты далитов. Индуистская кастовая система представляет собой древнюю форму социальной организации с важными разветвлениями для индуистских верований в реинкарнацию и влияние кармы. Сейчас эта система претерпевает большие изменения.
Еще по теме: