Вчера я принципиально не стала останавливаться на теме вязания на продажу. Изготовление любых изделий в коммерческих целях всегда сопряжено со сложностями, которые не имеют ничего общего с обычным созданием изделий ради собственного удовольствия. Здесь и поиск заказчика или потенциального покупателя, и покупка материала для изделия, и выбор модели, и оборудование рабочего места и многое другое.
Очень часто рукодельницы, чьи руки создают шедевры, не в состоянии продать ни одной вещи, а мастерицы, для которых столбик с накидом потолок возможностей, сколачивают состояние на вязании. Повторюсь, умение вязать и умение продавать - это абсолютно разные умения!
Одна из типичных проблем вязания на продажу - это определение стоимости изделия, ведь созданной вещи может быть присвоена любая цена. Например, кто-то продает картины за 500 рублей у метро, а кто-то на аукционе за миллионы долларов. Если говорить про вязание, то бабушки продают на рынке безрукавки по 1000 рублей, а Монторо или Кучинелли свои изделия по 100 000 рублей (и это не самая высокая цена). Отойдем от крайностей и заглянем на Ярмарку мастеров или Авито. Бактус, связанный одними и теми же нитками Rosegarden по одному и тому же описанию, у кого-то стоит 1500 рублей, а у кого-то 10 000 рублей. Откуда же такая разница? Начнем по порядку.
Классическая стоимость изделия складывается из стоимости материалов и стоимости труда, причем чаще всего присутствует повышающий коэффициент труда пропорциональный материалу – проще говоря, чем дороже материал, тем дороже работа с ним. Вы спросите, какая разница из чего связаны носки - из акрила, шерсти или шелка?! И сразу станет понятно, что из шелка вы никогда не вязали, иначе так легко его бы не поставили в один ряд с акрилом. Бывает пряжа, из которой сложно вязать, бывает, как я называю «одноразовая» пряжа – структура у нее такова, что распустить без потери качества невозможно. Есть еще пряжа с градиентным окрашиванием и необходим подбор оттенка, а это сказывается на сложности работы.
Оценка стоимости самой работы возможна разными способами, самые распространенные из них:
1.) По времени
Задается стоимость вашего трудового часа и умножается на количество часов, потраченных на создание изделия. Минус такого способа в том, что новое изделие всегда вяжется дольше, чем то, которое уже до этого вязалось. По логике этого способа оценки труда один и тот же свитер будет по мере «набивания руки» вязаться быстрее, то есть становиться дешевле. Для корректировки оценки необходимо поднимать стоимость трудового часа. Например, новичок вяжет свитер неделю (40 часов), его час стоит 200 рублей, опытная мастерица вяжет свитер 2 дня (16 часов), ее час оценим 500 рублей, оба свитера будут стоить 8000 (здесь и далее условные цифры для удобства примера).
2.) По метражу
Задается стоимость вязания одного метра пряжи. Например, метр вяжем за 2 рубля (здесь можно указать разную стоимость для разных видов пряжи). На кофточку 44 размера ушло 1500 метров – ее стоимость 3000 рублей (напомню, что все цифры примера абстрактные). На стоимость метра влияет сложность вязания. Кто-то предпочитает отдельную стоимость для каждого узора, а кто-то корректирует стоимость через коэффициент.
3.) По стоимости разных элементов.
Задается стоимость каждого элемента – резинки, рукавов, ростка, реглана, обвязки, узора и т.д. Чем сложнее и необычнее изделие, тем выше его стоимость. Так же стоимость варьируется в зависимости от размера изделия (есть же разница вязать джемпер на первую фотосессию ребенку или на 62 размер).
4.) По стоимости материала.
Стоимость работы приравнивается к стоимости материала или пропорциональна его стоимости. И это не то, о чем я писала выше. В моем случае работа по вязанию носков из шелка будет дороже такой же работы, но над носками из шерсти. Здесь же имеется ввиду, что стоимость работы по вязанию изделия из 500 грамм шелка будет одинакова, вне зависимости свяжете вы из нее платье Ванессы Монторо или плед, то есть не учитывается сложность изделия.
Кроме вариантов формирования цены изделия из стоимости материалов и труда есть так сказать неклассические способы. Они менее популярны, но имеют право на существование. Стоимость изделия может, например, зависеть:
1.) От стоимости готового изделия в магазине.
Стоимость вязаного аналога рассчитывается по стоимости готового изделия в магазине. Способ оценки не самый удобный, но зато понятный как для мастерицы, так и для покупателя. Для повышения цены вязаного изделия вводится коэффициент «ручной работы».
2.) От наличия спроса и конкурентов.
Чем выше спрос, и меньше конкурентов, тем выше стоимость.
3.) От эксклюзивности изделия
Если, кроме вас, никто не вяжет таких мимишных котиков или страшных чупакабр, то и цена зависит только от ваших аппетитов.
Приняв решение о продаже своего первого изделия, мастерица пробует разные способы оценки труда. Постепенно приходит понимание, как проще и точнее сформировать стоимость.
#вязаниеназаказ
#стоимостьручнойработы
#какрассчитатьстоимость
#вязаниеспицами
#вязаниедляначинающих