Найти в Дзене

Советский грузовик с американской кабиной и немецкой гусеничной тележкой. Как появился ЗИС 153

Легендарный Завод имени Сталина еще до 1941 года предпринимал попытки создать полугусеничный грузовик, который обладал бы высокой проходимостью, однако все это не увенчалось успехом. И после 4 тяжелых лет, конструкторы вернулись к идее создания такого проекта, назвали его ЗИС-153. Одним из главных идейных вдохновителей был непосредственно главный конструктор завода - Фиттерман Б. М. Ходили слухи, что создание 153 ЗИСа было необходимо для демонстрации величия конструкторов СССР, что наша техника не хуже иностранной. Но, в силу обстоятельств, пришлось немного позаимствовать комплектующие. Так в 1946 году появился первый прототип, который имел металлическую кабину и деревянную платформу. Кабина была от американского грузового автомобиля Studebaker US6, а гусеничная тележка взята с немецкого Sd Kfz 11. Но надо отдать должное, что все остальные компоненты были исключительно отечественного производства. Мотор и коробка взяты с ЗИС 153. На первых же испытаниях стало ясно, что сыпется все, что

Легендарный Завод имени Сталина еще до 1941 года предпринимал попытки создать полугусеничный грузовик, который обладал бы высокой проходимостью, однако все это не увенчалось успехом. И после 4 тяжелых лет, конструкторы вернулись к идее создания такого проекта, назвали его ЗИС-153.

Первая попытка ЗИС-153
Первая попытка ЗИС-153

Одним из главных идейных вдохновителей был непосредственно главный конструктор завода - Фиттерман Б. М. Ходили слухи, что создание 153 ЗИСа было необходимо для демонстрации величия конструкторов СССР, что наша техника не хуже иностранной. Но, в силу обстоятельств, пришлось немного позаимствовать комплектующие. Так в 1946 году появился первый прототип, который имел металлическую кабину и деревянную платформу.

Кабина была от американского грузового автомобиля Studebaker US6, а гусеничная тележка взята с немецкого Sd Kfz 11. Но надо отдать должное, что все остальные компоненты были исключительно отечественного производства. Мотор и коробка взяты с ЗИС 153. На первых же испытаниях стало ясно, что сыпется все, что произведено за границей. Первой сломалась немецкая тележка.

Вторая попытка ЗИС-153
Вторая попытка ЗИС-153

Уже в 1951 году выпустили вторую версию ЗИС 153, где отказались и от немецкой тележки, и от американской кабины, вместо которой установили просторную от ЗИС 151. Гусеничная тележка тоже стала своя, плюс передний мост был усилен и выдерживал уже по-настоящему серьезные нагрузки.

Казалось бы, успех был близко, внешность была потрясающая, запчасти все отечественные, но технологии шли вперед, а полугусеничная техника уходила в прошлое. Да и по своим ходовым качествам он не сильно превосходил колесную версию, а вот в постройке был значительно дороже. Поэтому в 1953 году, проект был закрыт, а машина так и не пошла в полноценное производство.