Спустя два года после того как из группы ушел Сергей Аавнесов, в 1976 г. ее покинул Алиаскар Фатхуллин. В ансамбле он был не только музыкантом, но и писал тексты песен. У него родился второй ребенок, хотелось больше внимания уделять семье. Но не сложилось. Дирекция Узбекконцерта употребила власть и назначила Алиаскара художественным руководителем ансамбля «Наво», выросшего из группы «Синтез» ташкентского политеха. Он руководил «Наво» до начала 1980-х и потом ушел работать в мир кино.
В 1978 г. по инициативе Фаруха Закирова в группе в качестве эксперимента появились девушки на бэк-вокал: Мамура Курбанова, Саима Абдураимова (Майя Курбанова), третья пока не установлена. Они выступали как трио несколько месяцев, успели съездить на гастроли в Карши, после чего двое из них ушли из ансамбля. Но их голоса звучат до сих пор в студийной записи песни "Сумаляк".
Причиной ухода из ансамбля Саимы Абудрахимовой оказалось... недовольство руководства Ташкентской консерватории ее гастрольной поездкой с с "Яллой". Вот, что рассказала она: " В 1978 году я поступила в консерваторию на факультет хорового дирижирования. В сентября во время занятий в зале ко мне подошла девушка и пригласила на прослушивание в «Яллу». Оно прошло успешно и меня приняли в ансамбль на испытательный срок. Потом было представление в зале им. Свердлова тогдашнему министру культуры. Она одобрила наше трио. Затем праздничный концерт в театре им. Навои в честь 7-го ноября, после чего нас официально оформили на работу в ансамбль. А уже в декабре первые гастроли в г. Карши. А тут сессия. И вышло так, что из-за поездки я пропустила в консерватории зачетную неделю и у меня был недопуск к экзамену по научному коммунизму. Декан факультета поставил условие. Или ухожу из «Яллы» или отчисление. Пришлось уволиться из ансамбля. Но после этого я перевелась в Ташкентский театральный институт на факультет театроведения".
Отрадно, однако, что за недолгое время работы в "Ялле" Саима успела поучаствовать в важном событии - принять участие в поздравлении Фаруха Закирова и Наргиз Байхановой с бракосочетанием. Было это достаточно скромно. "Мы пришли на репетицию, - рассказывает Саима. - Вдруг Фарух Каримович говорит «вот мы сегодня расписались с Наргиз», показывает Свидетельство о бракосочетании и достает бутылку шампанского. Открыл её, разлил в стаканчики и мы с удовольствием выпили за счастье молодых".
Мамура Курбанова осталась в «Ялле», а покинувших ансамбль Саиму и неустановленную пока третью солистку сменили Елена Живаева и Светлана Бабаханянц. Они выступали с "Яллой" до 1983 г.
Между тем, в основном составе «Яллы» назревали проблемы. В 1979 г. наступил переломный момент, реальный творческий кризис. Казалось, ансамбль исчерпал свои возможности, потерял веру в себя и в будущее. «Ялла» стала терять популярность. Из ансамбля ушли почти все музыканты. С Фарухом остался только Шахбоз Низамутдинов, но и он покинул ансамбль по состоянию здоровья. В это непростое время на помощь Фаруху пришел старший брат Батыр. У него тоже была большая проблема. Прекратил существование созданный им в 1972 г. Мюзик- холл, первый в Средней Азии и третий в СССР. В заботах о спасении «Яллы» Батыру Закирову было легче перенести закрытие Мюзик-холла. «Он мне тогда очень помог, - вспоминает в интервью сайту «Ферганские новости», Фарух Закиров. Привлек из Москвы видных деятелей музыкальной культуры. В Ташкент приехали поэт-песенник Юрий Энтин, художник Алла Коженкова *, которая создала для нас совершенно потрясающую эксклюзивную коллекцию костюмов и оригинальное оформление сцены для новых концертных программ, директором которых стала Злата Хазанова {жена Геннадия Хазанова}». Лучшие люди советской эстрады помогли ансамблю из Узбекистана обрести второе дыхание.
* Алла Коженкова, выпускница ЛГИТМиК, известная московская художница, наделенная замечательным профессиональным чутьем, безупречным вкусом, тонким видением и пониманием восточного колорита. За время работы на сцене оформила более 400 спектаклей, включая зарубежные постановки.
Создатель и фронтмен группы «Уч Кудук» Зиёд Ишанходжаев, выступавший одно время в «Ялле» отмечал: «Золотое время ансамбля «Ялла» началось… в 78-ом году. Так получилось, что Евгений Ширяев уехал в Москву, а Фарух Каримович занял его место. Он в корне поменял репертуар группы и ее состав. За какое-то короткое время «Ялла» получила мировое признание… Закиров очень чувствовал настроения людей, то, что им нужно было».
БРАТЬЯ ИЛЬЯСОВЫ
МЛАДШИЙ ДОНИ
А Мамура Курбанова стала женой блестящего клавишника Дони Ильясова. Он в 1979 г. пришел в "Яллу" из ташкентской рок-группы "Звездопад", которая базировалась в клубе Ташкентского авиаотряда Гражданской авиации СССР. С ним в «Яллу» пришли барабанщик Алишер Туляганов, он играл в ансамбле «Полет», который базировался в том же клубе и гитарист Борис Гершкович.
Это были отважные ребята. Исполняли, например, «Картинки с выставки» английской прог-рок группы Emerson, Lake & Palmer по мотивам знаменитого одноименного произведения Модеста Петровича Мусоргского, «снимали» Deep Purple, Led Zeppelin, других западных музыкантов.
Кстати, именно Мамура настоятельно рекомендовала перейти в «Яллу» Дони, который еще в 1978 г. был впервые приглашен в ансамбль, но тогда отказался. А 24 декабря 1980 г. - в день рождения Дони – он и Мамура сыграли свадьбу, где тамадой был… Батыр Закиров, первая эстрадная суперзвезда Узбекистана. Он превратил свадьбу в настоящее эстрадное шоу. Спела даже невеста . Это была песня «Намоёздым» («Письмо любимому»), которую написал отец жениха композитор и педагог Абудусамат Ильясов. Играли на свадьбе музыканты «Яллы». Впоследствии Мамура стала известной в Узбекистане певицей.
Дони Ильясов выступал в «Ялле» до октября 1982 г. Затем по приглашению Евгения Живаева ушел в эстрадный оркестр Узгостелерадио на должность дирижера. Дел было много: аранжировки, партитуры, плановые, отчетные концерты… Случалось спать не более двух часов. Но было интересно, увлекательно. В оркестр из «Яллы» перешли и Елена со Светланой.
«В биографии оркестра, - говорит Дони Ильясов, - мне особенно запомнился 1985 г., когда усилиями замечательного композитора и просто хорошего человека Энмарка Салихова в честь Дня Победы во Дворце Дружбы Народов прошли несколько масштабных концертов, в которых приняли участие оркестр Узгостелерадио, ансамбли «Ялла», «Садо» и «Наво». Это было грандиозно!»
В оркестре Дони Ильясов проработал дирижером до 1988 г. После чего снова на некоторое время вернулся в «Яллу», потом из подросших участников детского ансамбля при Доме культуры им. Ахунбабаева (занимался им параллельно несколько лет) организовал группу «Соз», выступившей несколько раз с «Садо», в том числе и во Дворце Дружбы народов, пока в уже в 1992 г. не организовал свою фирму, не связанную с музыкой. Она просуществовала до 2013 г. Музыкальное творчество Дони Ильясов, однако, не оставил и в том же году открыл свою музыкальную студию.
СТАРШИЙ РУСТАМ
Рустам Ильясов, выпускник Ташкентской консерватории по классу скрипки, аранжировщик и бас-гитарист оркестра радио и телевидения Узбекистана, автор его многих партитур, вошел в "Яллу" в критический момент биографии коллектива., когда Фарух остался фактически один из первого состава. Они познакомились с Рустамом в 1979 г. на Первом Конкурсе песен стран социалистического содружества "Крымские зори" в Ялте. Странно, что до того музыканты не были знакомы, ведь и работали в одной сфере, и жили в Ташкенте в одной остановке друга от друга.
Как рассказывает брат Рустама Ильясова Дони, -"Фарух с Батыром Закировым во время возвращения в Ташкент, подошли в самолете к Рустаму и предложили ему стать музыкальным руководителем ансамбля. Тот мало тогда интересовался эстрадной музыкой, предпочитал джаз. Но Фарух пообещал интересные гастрольные поездки и Рустам согласился. Добавив, однако, что у него есть брат Дони - отличный клавишник". В ответ услышал, что его "уже год назад приглашали в ансамбль, но он отказался". Братья потом пообщались в Ташкенте и Дони на этот раз согласился. Был набран новый состав, помимо Рустама и Фаруха в него вошли: Аббос Алиев - гитара, Джавлон Тохтаев – гитара., Борис Гершкович - соло-гитара, Дони Ильясов - клавишные, Алишер Туляганов – ударные.
Рустам ко времени встречи с Фарухом принял участие в создании «Восточной сюиты» - первого джазового сочинения, записанного на пластинку в Узбекистане в составе квинтета Ташкентского джаз-клуба под руководством позже уехавшего за рубеж пианиста Олега Гоцкозика. «Сюита» была коллективным сочинением квинтета и впервые увидела сцену в 1978 г. на Ферганском джазовом фестивале.
В 1993 г. Рустам Ильясов уехал с детьми в США и поселился в Хьюстоне, оставшись в добрых отношениях с участниками ансамбля. В ансамбле Рустам проработал почти 15 лет. Говорит, что это было лучшее время его жизни.
Обаятельная песня "Карусель" (про ослика). Простой, но глубокий текст. В роли девушки молодая певица Татьяна Чибунидзе.
Все годы своего существования ансамбль вел интенсивную гастрольную жизнь. Вот, что рассказывает Рустам Ильясов на примере времени, когда он был музыкальным руководителем "Яллы": "В том, что 80-е гг. называют "золотым временем" нашего коллектива нет никакого преувеличения. Аншлаги в любом городе, куда бы мы не приезжали. За 10 дней 20 концертов в пятитысячном дворце спорта (живьём! без фонограммы) Помню рекордную поездку по родному краю в 82 году, два месяца 141 концерт. В городе Каттакурган пять концертов в кинотеатре, первый - в 11 утра! Фарух Закиров начинал концерт со словами "Доброе утро" и далее, как киносеансы, в 1, в 3, в 5 и в 7 часов".
..................................................................................................................................................................
Заметили ошибку, хотите что-то добавить, уточнить, прокомментировать? Пишите в комменте.
Понравилось? Поставьте лайк.
Следующая часть здесь