В преддверии Нового года хочу поделиться своими детскими воспоминаниями о моей первой Елке.
Середина 90-х, конец декабря. На улице пасмурно, сухо и морозно. Хоть бы одна снежинка упала! Жадничает небесная канцелярия, зато ветер разыгрался не на шутку: дует так, что щеки и нос красные, даже сто одежек не спасает, продувает насквозь. Поэтому вместо снежков были «грязьки», как я их именовала. Если снег выпадал, то был мокрым и смешивался с грязью. А гулять очень хотелось, поэтому я, ничуть не расстраиваясь, всех звала играть в «грязьки». Но, когда я это озвучивала, меня сразу загоняли домой – стирать потом много, а стиральной машинки не было.
В школу обязательно в шубе, заячьей шапке и сверху еще шарфиком обмотают, чтоб не дышала холодным воздухом и ничего себе не отморозила. Есть мороженое зимой по дороге домой – это нормально, пока мама не видит, а в школу в полном обмундировании, будьте любезны.
Руки в варежках по швам, лицо уже все вспотело от горячего дыхания, но ты все равно уверенно шагаешь по заученному маршруту, чувствуя себя роботом.
Скоро твоя первая в жизни Елка. На уроках поделки к Новому году, и, конечно же, на классном часе, когда уже все оценки выставлены, можно навести порядок, украсить класс. О, эти шикарные цепи из цветной бумаги! Одни развешаны под потолком и на шторах, остальные обязательно забираешь домой. Приходишь с поделками и гордо демонстрируешь свои творческие способности родным.
Пока папа на работе, мама достает пакет с искусственной елкой. Она блестящая, нужно установить все спицы и повесить игрушки. Обязательно сверху мишура, «дождик», гирлянда и пластиковая красная звезда. Дед мороз и снегурка среди снега из ваты будут нести дозор у новогодней красавицы до середины января. Одна, правда, головоломка не давала мне покоя – почему эта елка уменьшалась с каждым годом, будто кто-то таскает чуть по чуть детали. За эти годы она стала короче в два раза. Чудеса!)
Самым приятным в детстве является предвкушение. Хотя, ожидание было порой крайне томительно, но того стоило. Когда папа возвращался с дежурства перед новым годом, то обязательно с кульком конфет, жвачек и мандаринов. И каждый раз он «отнимал его у мимо пробегавшего зайчика». Это, конечно, должно выглядеть мило и сказочно, но мне всегда было немного жаль ушастого, ведь мое воображение рисовало грустную картину – вдруг он нес этот пакет своим деткам и… каждый раз он встречал моего папу на пути. Поэтому в последствие легенду немного перефразировали – «зайчик просил передать». Конфеты можно было дозировано, а жвачки так вообще по одной и обязательно после плотного обеда. Поэтому, поглощая мандарины, я все равно потрошила жвачки, чтоб достать долгожданный вкладыш. Если он еще и приклеивался – вообще счастье. Весь шифоньер и трельяж были с внутренних сторон усеяны динозаврами, машинками, героями культовых боевиков, сериалов («Элен и ребята» все же помнят?). Кстати, у меня еще долго аккуратно в пакетике хранились вкладыши от «Love is…». Но, несмотря на всю мою любовь к фантикам и поп-культуре, я очень быстро прикипела к Киндер Сюрпризу. Однажды в гостях у одного мальчугана я увидела великолепную серию игрушек. Он мне поведал, что такие можно найти в шоколадных яйцах. Стоили тогда, если память мне не изменяет, до инфляции, 4500 рублей. Жвачка «Love is…», на минуточку, двести рублей одна. Бабушка с дедушкой давали мне тысячу, и я смело покупала на нее целых пять штук. Так что мое коллекционирование только набирало обороты. А, когда в школу пошла, училась хорошо, поэтому меня нередко поощряли, пока была возможность.
Но, вернемся к Новому году. Елка обычно была уже после классных часов, и уже этот день можно считать началом зимних каникул. Не было тогда ни телефонов, ни компьютеров. Радостью служил «видик». До этого был только черно-белый телевизор ламповый. Но, насобирав денег, слава богу, успев до 98-го, родители купили цветной телек Samsung и видеомагнитофон Aiwa. Теперь мультики смотрелись веселее и подводный мир Жака-Ива Кусто завораживал по-настоящему. В выходные это всегда Дисней, по пятницам советские сказки. А еще с детства я очень любила смотреть телепередачу Леонида Филатова «Чтобы помнили…». Легендарная вещь. А эти развлекательные программы Супонева? Да, вот это был кайф.
Так что каникулы это не только отдых от учебы, подарки, если это зима, но и море разных развлечений.
И вот, долгожданная Елка. Осталось только костюм придумать. Не было тогда такого разнообразия, а в нашей деревне подавно. Несколько пластиковых масок – заяц, лиса и волк. Неудобные и от запаха дешевого пластмасса и краски болела голова. И тут, мне улыбается удача. Кто-то из родственников дает мне на прокат костюм то ли клоуна, то гнома. Я, если честно, не помню в точности, кем же я все-таки была – гномом в костюме клоуна или клоуном в костюме гнома. Но мне решили сделать красный нос – как у циркового артиста, но к ним еще и усы, правда, без бороды. Наверно, это все-аки был клоун… но это не точно.
Постиранный и выглаженный костюм весит на вешалке, а мы с папой пришиваем мишуру на костюм и вырезаем дырочки в колпачке из Киндер Сюрприза. Тогда они еще попадались и красного цвета. Тут мой папа на секунду завис, а потом выдает:
- Так, из чего мы будем делать усы?
Я хлопаю глазами, пытаясь сообразить. Его взгляд падает на одну из моих кукол.
- Тащи Машку, ща ей косы укоротим.
Мои глаза становятся еще круглее.
- Ну, будет у нее модная прическа, тем более надо совсем чуть-чуть.
Я, вздыхая, беру куклу Машку и протягиваю отцу.
- Не-не-не, твоя кукла, ты и режь. Вот столько. – И показывает мне размер усов.
Густые каштановые волосы Машки мне с трудом поддаются, но я все-таки отчекрыживаю нужного размера прядь. Впоследствии у нее вообще потом каре будет, когда я в парикмахера начну играть. Так что манипуляция с прическами у меня еще в детстве практиковалась на моделях.
Немного творческого воображения – и все готово.
…Долгожданный день настал. Детвора собирается в классе, переодевается, весело гудя. Подарки классный руководитель сложила в шкаф, пока никто не видит. Маленькие участники действа еще верят в Деда Мороза, поэтому разрушать веру в чудо очень не хочется. А я, наверно, в классе втором разуверилась. На следующий год, решив проверить, пишу Деду Морозу письмо и, почему то, кидаю его за трельяж. С чего я решила, что почту для главного волшебника надо «доставлять» таким образом – не помню. Но, мне казалось, что если он настоящий, то сам знает, откуда забрать письмо. Шикарная детская логика, правда? Про него я благополучно забыла, а уже ближе к весне, делая очередную перестановку в доме с родителями, я натыкаюсь на это запечатанное письмо. И после этого делаю неутешительный вывод. Все, сказки не будет. Но в душе, конечно, все равно веришь в волшебство и по сей день. Куда же без этого! Просто позже открывается вдобавок еще одна горькая правда – на подарки скидываются родители. Учительница, не стесняясь, пишет в дневнике - сколько и когда нужно сдать. Да, вот так рушатся последние детские мечты. Суровая реальность.
…Вот, все уже нарядились и стоят в ожидании, когда заиграет музыка, чтобы, выстроившись в ряд, весело шагать к елке. Песни и движения все выучены: не одна репетиция прошла. Пытаясь скоротать ожидание, каждый первоклассник занят своим делом – кто бахрому на костюме осматривает, кто пытается подтянуть колготки, которые предательски сползают. Вот Славка, о чем-то задумавшись, ковыряет в носу, а Юрка играет с маской волка; Оксана теребит лисий хвост, пришитый к юбке. А у меня уже нос вспотел, и губа чешется от усов. Наконец, музыка зазвучала, и мы вываливаемся – кто в лес, кто по дрова, как говорится, - к елке. Дружно водим хоровод, пока наш физрук спешно натягивает костюм Деда Мороза, а старшеклассница в роли Снегурочки помогает нам вспомнить движения танцев и слова песен. Все мероприятие я старалась не думать об этих усах, а сосредоточиться на стихотворение, которое выучила для Дедушки Мороза. Наконец, он подходит ко мне и просит рассказать стих. Я отчеканиваю и получаю конфеты. Но, пока рассказываю, постоянно пялюсь на его кроссовки, которые выглядывают из-под тулупа. Странная обувь, но тут же переключаюсь на леденцы, которые мне и деть то некуда – карманы в костюме не предусмотрены. Пытаясь как то уместить их в руку, я еще должна держаться за руки с одноклассниками. Конфеты тают, ладошки липнут, нос, зараза, чешется.
Хоровод вокруг елки начинает уже напоминать некий обряд, а монотонное пение подуставших детей походит скорее на реальный вызов сказочного духа. Вот-вот, портал откроется. Видя все это, Дед Физрук, пардон, Мороз сам уже хочет скорее закончить праздник. Финальная песня, раздача подарков и счастливые детские визги.
Не знаю почему, но фотографий с первой елки не сохранились, а жаль.
Помню тот приятный момент, когда можно было, наконец, снять костюм, и освободить руки от растаявших конфет.
Потом обязательно в гости к бабушке с дедушкой, подарок от них, и еще от другой бабке подарок из разных шоколадок и батончиков. И вот со всем этим богатством ты чешешь с родителями домой – уставшая, возбужденная и счастливая. А что еще ребенку надо?
Дома, разложив содержимое кульков на столе, под мерцающую гирлянду на окне, как Кощей над златом чахнешь, любуешься. Хороший, все-таки, праздник Новый год…
#новыйгод #елка #школа #первыйкласс #детство #девяностые #праздниккнамприходит #воспоминания #деревня