Помните судебную драму 1974 года "Вердикт" / Обвинение: жестокое обращение и убийство (L'accusa è: violenza carnale e omicidio / Verdict)?
По роману Анри Купона.
Найдена изнасилованная и убитая молодая девушка. По подозрению в убийстве арестован молодой человек, с которым она накануне вечером ушла из бильярдного клуба.
Мать юноши (Софи Лорен ) в отчаянии приходит к судье, который должен вести это дело (Жан Габен), но тот не желает, да и не может по закону, слушать ее. Тогда она устраивает похищение жены судьи, больной диабетом, заставляя его выполнять все ее требования…
И ещё один: провокационный фильм Марко Беллоккьо, возможно, не привлек столько внимания, как это сделал пятью годами ранее "Дьявол во плоти", но, безусловно, заслуживает внимания самого придирчивого киногурмана.
Приговор (La condanna)1991 /Драма
Повествование фильма условно разделяется на две части. В "первой части" рассказывается об архитекторе средних лет по имени Лоренцо (Витторио Меццоджорно), который однажды ночью в закрытом для посетителей в это время суток музее соблазняет молодую студентку Сандру.
В условно "второй части", по прошествии некоторого времени Сандра подаёт на Лоренцо в суд, обвинив того в изнасиловании (как оказалось, у него были заранее приготовлены ключи от музея). Во время судебного процесса Лоренцо настаивает на своей невиновности, а прокурор без конца мучается сомнениями...
(P.S. 16 декабря 1941 г. родился потрясающий актёр Витторио Меццоджорно (VITTORIO MEZZOGIORNO)
А как было веками ранее?
О времена, о нравы! Поговорим сегодня о судебных заседаниях XVI века в Вероне, касающихся вступления в брак. Здесь и подкуп свидетелей, и таинственное кольцо, и лжесвидетельство. И таких дел было немало.
Апрель 1567 года. Кьяра, дочь Лючии из Кастельротто (деревня в провинции Вероны), ждёт 4-го ребёнка и подаёт в суд на Бартоломео по прозвищу Палтена из Фумане, управляющего поместьем Джулио Гандини. Она хочет стать его законной женой. Документы этого процесса сохранились в религиозном Архиве Веронской Курии.
История отношений Кьяры и Бартоломео началась 9 лет назад, сопровождалась 4-мя беременностями Кьяры (три младенца, отданные кормилицам на средства Бартоломео, к моменту суда умерли в течении первого года жизни), недовольством семьи Кьяры из-за неопределённости её статуса и многочисленными обещаниями Бартоломео.
Он неоднократно подтверждал намерения жениться на Кьяре, жить вместе долго и счастливо, обеспечивать женщину и детей. Обещания давались без свидетелей, потому что Бартоломео хотел секретного брака.
Как объяснял ответчик, тайна нужна была, чтобы не потерять престижную работу. В те времена часто браки молодых людей держались в секрете. Инициаторами секретности чаще всего были мужчины. Часто это происходило из-за экономических мотивов (чтобы не потерять первоочередное право на наследство) или из-за разногласий в семье (например, когда отец был против брака сына).
Равносильно делу Кьяры, много общего у судебных дел тех времён, касающихся браков.
Что неоднократно рассматривалось и подчёркивалось в суде - Кьяра происходит из небогатой семьи, и отец её умер. Инициаторами большинства судов являются женщины, и у них, как у Кьяры уже нет отца к моменту рассмотрения дела.
Что это значит? Что молодые женщины остались практически без поддержки и защиты семьи, олицетворял которую мужчина, отец, глава семьи. Посягать на честь таких девушек намного легче. Для общества того времени понятия «честь» и «сохранение чести» основополагающие, краеугольные камни сознания.
Не случайно, во всех документах епископских судов, касающихся брака, свидетели повторяют эти слова "far onor" - (оказать, сохранить, восстановить честь). В те времена, главная цель заключение брака – вернуть женщине и её семье «честь», пошатнувшуюся и временно утраченную из-за внебрачных половых отношений. Для женщины понятие «честь» связано с отношениями с мужчиной, и только обещания брака предохраняют её от утраты чести при вступлении в связь с мужчиной.
Отсутствует ещё один важный материальный элемент, который мог подтвердить намерения Бартоломео – кольцо. Кольцо встречается ещё в традициях древних римлян, с XIII века распространяется его значение как важного ритуального элемента из-за использования кольца, как религиозного символа, при мистическом обручении монахини с Христом.
Бартоломео не дарил Кьяре кольцо. Лючия свидетельствует, что в сентябре того же года Бартоломео надевал кольцо на палец Кьяре, но суд определил, что оно принадлежало семье Кьяры. Лючия дала своё кольцо Бартоломео, чтобы передать его дочери. Так что, сам он кольцо для Кьяры не покупал.
На суде Кьяра должна доказать, что её круг общения достойный и ничуть не уступает по уровню свидетелям Бартоломео. В её пользу свидетельствуют родственники, друзья и знакомые, уважаемые люди, небогатые, но со средствами, позволяющими поддерживать достойный уровень жизни. От того, какие люди пришли в защиту Кьяры, у суда складывалось мнение о семье Кьяры и образе жизни. В её пользу свидетельствует единственный друг Бартоломео — Джован Баттиста Казотти, но его прошлое ставит под сомнение показания – он был выслан из Вероны за участие в драке, во время которой ранил ткача.
В суде выступает мать этого свидетеля Бернардино, где говорит, что её сын получил деньги, новый берет и пояс для кинжала, значит свидетеля подкупили. Ещё два человека эти слова подтверждают, а двое других, говорят, что они про это ничего не знают. Известно, что с 1542 года по закону Совета Венеции самое мягкое наказание за лжесвидетельство – отрубить правую руку и отрезать язык (и смертная казнь, если свидетельство привело к смерти невинного). Таким образом, после слов матери в суде, сыну грозил уголовный Суд Малефичио Вероны за лжесвидетельство.
Все ждали постановления Суда. 4 февраля 1568 года викарий Епископа Вероны судья Филиппо Стридонио зачитал постановление. Брак между Кьярой и Бартоломео не существует, потому что нет доказательств. Расходы Суда должна оплатить Кьяра, а Бартоломео ничего никому не должен и свободен от всяких обязательств в отношении Кьяры.
Дальнейшая жизнь Кьяры и её 4-го ребёнка, родившегося во время суда, неизвестна, не известно и были ли обращения после этого процесса в уголовный городской Суд Малефичио за подкуп свидетелей и лжесвидетельства и как сложилась судьба Бартоломео.
В наши времена победила бы Кьяра, тем более Бартоломео от детей не отказывался, содержал их и вся деревня знала, что они вместе живут, для современного судопроизводства решение очевидно.
По материалам итальянских изданий в свободном доступе.
На этом у меня всё.
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и делитесь статьей в соцсетях, если Вам было интересно ;))
♥ До скорых встреч! ♥