Найти тему
КМНСОЮЗ-news

К оленям – с дипломом

Оглавление

В каждом оленеводческом хозяйстве квалифицированные сотрудники – на вес золота. В большинстве своем – это мужчины предпенсионного возраста, которые еще в годы СССР получили специальность оленевода-механизатора, они владеют традиционными знаниями, полученными в семье, также за их плечами колоссальный опыт работы. Но поколения меняются, и молодежь, которая сейчас приходит в оленеводческие бригады, зачастую не обладает нужными компетенциями. Как обучают оленеводов сейчас и какие навыки требуются для специалистов в отрасли, эксперты обсудили в рубрике «Объективно о важном».

Автор фото: Олег Афанасьев
Автор фото: Олег Афанасьев

Ставка на технику

В селе Ловозеро Мурманской области оленеводов-механизаторов готовят с 1974 года. Срок обучения по профессии «Оленевод-механизатор» в Северном национальном колледже 2 года 10 месяцев. Группа набирается раз в два года. Ребята поступают из Ловозера и Ревды, Каневки и Краснощелья. В первую очередь специалистов готовят для СХПК «Тундра» и «Оленевод», а также ООО «Рейндир».

– В учебной программе несколько профессиональных модулей: продуктивное разведение оленей; производство, первичная переработка и хранение продукции оленеводства; изготовление и технология ремонта орудий и снаряжения оленеводства. Обучающиеся овладевают навыками вождения мототранспортных средств, это снегоходы и квадроциклы, есть интересный междисциплинарный курс по пастушескому собаководству, ребята изучают биологию оленей, основы ветеринарии, – перечисляет заведующая филиалом Анастасия Румянцева.
Источник фото: Северный национальный колледж
Источник фото: Северный национальный колледж

Преподаватели спецдисциплин следят за новыми веяниями в области науки и техники, применяют новые знания в преподавании, но премудростям обращения с квадрокоптерами и электронными ошейниками ребят пока не обучают.

Анастасия Румянцева говорит, что в обучении преподаватели колледжа ориентируются на запросы работодателей, а запрос на использование квадрокоптеров и электронных ошейников от оленеводческих хозяйств не поступал.

Во время освоения программы обучающиеся колледжа проходят учебную и производственную практики. «Учебная практика проходит на оленеводческой базе, а производственная – на предприятиях, где ребята в реальных условиях получают навыки организации быта, учатся ухаживать за животными, познают секреты правильного выпаса оленей, чтобы животные были сытыми и здоровыми и природе не нанести большой вред. Вместе с дипломом студенты получают свидетельства, которые дают право сдать экзамены в Гостехнадзоре и получить права на управление мототранспортными средствами», – говорят в колледже.

– Наши обучающиеся получают среднее профессиональное образование, так как они поступают к нам после 9-го класса, то проходят в колледже весь курс школьной программы за 10–11-й классы. Большой упор делается на спецдисциплины, поэтому ребята получают знания, которые пригодятся им как в профессиональной деятельности в оленеводческом хозяйстве, так и в жизни, – отмечает Анастасия Румянцева.

Обучение профессии «Оленевод-механизатор» бесплатно. К сожалению, многие ребята, получив диплом, не идут работать по профессии. Кто-то уезжает в Мурманск получать высшее образование, кто-то трудоустраивается совсем по другому направлению. А кадров в оленеводческих хозяйствах по-прежнему не хватает.

Преподаватели идут в села

На оленеводов-механизаторов учат в регионах, где есть оленеводство. Профильное образование можно получить в колледжах и техникумах, расположенных в сельских населенных пунктах. Таким образом предполагалось обеспечить более тесную связь с оленеводческими хозяйствами. Но сейчас для некоторых девятиклассников поступление в колледж на оленевода-механизатора становится способом получить базовое среднее образование рядом с домом или просто миновать ЕГЭ.

Автор фото: Алексей Бочкарев
Автор фото: Алексей Бочкарев

Есть и другая сторона медали: некоторые ребята после девятого класса в принципе никуда не поступают и остаются со своими семьями в тундре и перенимают традиционные знания. Они становятся оленеводами по факту, но документов о профильном образовании у них нет.

Это порождает большое количество сложностей, в первую очередь связанных с оформлением на работу и получением различных премий и карьерным ростом. Например, будучи официально трудоустроенными на оленеводческое предприятие, ребята без образования не могут рассчитывать на высокий разряд, да и бригадирами их назначить не могут. Правила забоя оленей, которые строго регламентируются, рабочие тоже знают только со слов коллег или из специализированной литературы.

Несколько лет назад в Якутии работающие в бригадах и общинах молодые оленеводы без образования получили возможность обучаться на местах.Арктический колледж народов Севера стал организовывать десятимесячные курсы в различных районах региона.

– Мы обучили молодежь в Томпонском, Момском улусах, в Нерюнгринском и Оленекском районах. Сейчас мы планируем наладить такое обучение в Усть-Янском районе, – рассказывает директор Арктического колледжа народов Севера Елена Антипина.

Сам колледж базируется в Нижнеколымском районе. Здесь также есть обучение оленеводов-механизаторов, оно длится 2 года 10 месяцев. Это среднее профессиональное образование, выпускники получают диплом. А обучение в районах из другой категории – это образование профессиональное, слушателям выдается свидетельство об окончании курсов.

Чтобы провести такое обучение на местах, колледж вместе с районными администрациями проводит титаническую организационную работу, ведь нужно найти помещение, преподавателей. В десятимесячную командировку штатных сотрудников колледжа не направить, поэтому в районах ищут специалистов, которые имели бы педагогическое образование и навыки работы в оленеводстве. В группу набирают до 12 человек.

Источник фото: Арктический колледж народов Севера
Источник фото: Арктический колледж народов Севера

На базе колледжа оленеводы-механизаторы обучаются по программе СПО ППКРС (программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих) набор производится раз в два года. В группах по 12 человек.

В поисках квалификации

Готовить оленеводов-механизаторов на Ямале начали с 2019 года. Обучение производится на базе Ямальского полярного агроэкономического техникума, который три года назад получил лицензию на подготовку кадров в этом направлении.

Нечей Сэротэтто, специалист Центра развития оленеводства Российского центра освоения Арктики, по просьбе «КМНСОЮЗ-NEWS» опросила выпускников техникума, которые поступили на оленеводческое направление в 2019 году. Тогда обучение длилось 10 месяцев.

Выпускники рассказали Нечей, что они ничему новому не научились и диплом, который получили, не соответствует тому, что им обещали. По словам нашей собеседницы, обучение в пилотный год было платным и студенты рассчитывали с дипломом получить и права на управление транспортными средствами. Но оказалось, что их нужно получать отдельно.

С 2020-го программу изменили, обучение теперь длится три года. Выпуска еще не было.

Среди тех ребят, кто поступал в 2019 году, в оленеводческую бригаду пошел работать лишь один человек. Остальные помогают родителям в тундре, но документ об образовании им особо не пригодился.

Артур Окотэтто, член правления Молодежного совета АКМНССиДВ, полагает, что обновленная программа техникума будет востребована в регионе.

– Конечно, сейчас подавляющее большинство оленеводов не имеют специального образования. Но интерес к обучению у ребят есть, да и сами родители хотят, чтобы их дети после школы получили образование, – говорит Артур Окотэтто.

Среди преимуществ профильного образования Окотэтто в первую очередь выделяет возможность получения ветеринарных знаний.

– Например, студентов обучают, как проводить вакцинацию, какими препаратами. Это не традиционные знания, но они необходимы оленеводам. Также обучают оказанию первой помощи животным, каким-то базовым методам лечения. Конечно, животных лечат в тундре и сейчас, люди применяют традиционные знания, отлажена и приспособлена к нынешним реалиям работа специалистов службы ветеринарии округа. Но знакомство с современными методиками и препаратами призвано обеспечить более грамотный подход, – говорит Артур Окотэтто.

Фото из архива Артура Окотэтто
Фото из архива Артура Окотэтто

Среди главных вызовов, с которыми сталкивается оленеводческое образование, Окотэтто называет конкуренцию с другими направлениями.

– Сейчас родители и сами старшеклассники стремятся создать какую-то подушку безопасности, все понимают, что без образования никуда. Поэтому ребята, конечно, стараются поступить в вузы, колледжи и техникумы. В дополнение к федеральным программам у нас в регионе есть также образовательные сертификаты. Каждый год в округе выдается 75 сертификатов для абитуриентов из кочевых семей. Эта программа позволяет поступить в колледж ребятам, которым на экзаменах не хватило полбалла.

Специальность ребята выбирают сами, а вариантов много: от сварщика до программиста. Оленевод-механизатор – не самое востребованное у абитуриентов направление.

Но, по словам Артура Окотэтто, это может быть временным явлением. Учитывая, что для региона специальность новая и полноценного выпуска среди тех, кто отучился полный курс, еще не было, пока никто не может оценить преимущества специальности. Если диплом о профильном образовании будет открывать перед выпускниками дополнительные возможности, если сами специалисты с образованием хорошо зарекомендуют себя на предприятиях, то тогда обучение по профессии станет в отрасли золотым стандартом. Тогда работодатели будут стремиться к тому, чтобы нанимать дипломированных специалистов, а сами выпускники школ, понимая, что хотят остаться в тундре, будут поступать на оленеводов.

Автор фото: Екатерина Эстер
Автор фото: Екатерина Эстер

Разрыв в знаниях

Владислав Выучейский, председатель Союза оленеводов Ненецкого автономного округа, к существующей системе профессионального образования относится с определенной долей скепсиса.

Выучейский отмечает, что у системы, действующей в регионе (НАО), есть ряд плюсов, например, специалисты выпускаются с правами на управление транспортными средствами, некоторые даже могут оформить разрешение на владение оружием. Получить все документы, проживая на стойбище или в отдаленном поселке, сложно. Знания о том, как оказывать помощь пострадавшим в ДТП или как чинить снегоход, тоже в тундре пригодятся, а чтение классической литературы и понимание основ экономики и права уж точно никому не вредило. Сложности, говорит Выучейский, возникают с профильными дисциплинами.

– Человек, который приходит в хозяйство с дипломом оленевода-механизатора, не может сразу приступить к самостоятельной работе. У него огромный пробел в знаниях. Он просто не понимает, что нужно делать на стойбище, – констатирует Выучейский.

Корни здесь уходят в детство. Будущие оленеводы учатся в школах-интернатах. То есть лето они проводят дома в тундре и видят, как все устроено. Но осенью школьники уезжают в интернаты. В лучшем случае им удается приехать домой на неделю во время осенних и весенних каникул и на две недели зимой. Этого недостаточно, чтобы понять, чем живут зимой оленеводы. Получая профессию оленевода-механизатора, студент этот пробел не восполняет, ведь основной объем информации носит теоретический характер, производственная практика короткая. После диплома парни идут в армию и за год службы окончательно все забывают.

Как исправить эту ситуацию? Владислав Выучейский считает, что хотя бы частично решить проблему могло бы изменение программы средних специальных учебных заведений.

– Иногда бывают совершенно комические вещи. Например, меня однажды позвали в нашем колледже в округе провести пять занятий по упряжи, как ее изготавливать, чинить, как пользоваться. Я, конечно, обрадовался, уточнил, когда ребята проходили устройство нарт. Так оказалось, что изучение нарт программой не предусмотрено! – говорит Владислав Выучейский.

Фото из архива Владислава Выуческого
Фото из архива Владислава Выуческого

Вторая проблема – проверка компетенций. Наш собеседник подчеркивает: традиционные знания могут передаваться в том числе и в учебных классах. В качестве примера он приводит учебник «Советское оленеводство», выпущенный 1937 году. Его составляли специалисты Главного управления Северного морского пути и Всесоюзный арктический институт. Среди современных пособий Выучейский выделяет учебник Анатолия Мохачева «Основы оленеводства, охотоводства, звероводства и охотоведения», увидевший свет в 2002 году.

Но экзамены у студентов принимают не профессиональные оленеводы, а преподаватели, читающие этот курс. Высшее образование у преподавателей может быть какое угодно, но только не оленеводческое, ведь его вообще нет. Отсутствие оленеводства в системе высшего образования – это еще одна системная проблема.

В то же время в России есть примеры, когда не самые крупные сферы сельского хозяйства получают специальности. Например, во многих сельскохозяйственных вузах страны, даже в средней полосе, обучают виноделию, хотя виноградарство есть только в южных регионах страны и на Северном Кавказе.

Отсутствие перспектив профессионального роста эксперт называет еще одной причиной, из-за которой оленеводы не стремятся получать образование по специальности. По оценкам Выучейского, сейчас в хозяйствах региона профильное образование имеют лишь 5-7 процентов оленеводов.

Автор фото: Татьяна Тяви
Автор фото: Татьяна Тяви

– Сегодня на территории округа огромный спрос на узкопрофильные компетенции.

Например, нужны технологи по продукции оленеводства, обвальщики, скорняки.

Знаний в этой сфере категорически не хватает! Мир ушел далеко вперед, и рынок диктует свои условия по подаче, составу и качеству продукции. Это касается всего спектра, – считает Владислав Выучейский и обращает внимание на то, что у ненцев считается верхом гостеприимства угощать гостей свежим оленьим сердцем или печенью, которые обмакиваются в свежепосоленную кровь. Но это в магазине не продашь.

Соответственно, нужно искать технологии хранения, упаковки, реализации, создавать производственные линии. Для сотрудников таких высокотехнологичных предприятий в области оленеводства профильное образование станет преимуществом.

Эксперт подчеркивает: для тех, кто заинтересован в получении профессии оленевода, изменения есть. В последние годы учебные заведения стали теснее контактировать с хозяйствами и сообществами оленеводов. Молодые оленеводы, в свою очередь, проявляют интерес к своей сфере, сами стараются получать профессиональные знания, ищут профильную литературу, обращаются к экспертам на семинарах и форумах. Но процессы эти происходят все-таки медленнее, чем хотелось бы.