Богатейшая невеста Европы, имевшая миллионы гектар земель, поместья в Беларуси и Литве. В ее наследство входил также Мирский замок. Стефания Радзивилл была дочерью последнего из несвижских Радзивиллов, князя Доминика Иеронима. Императрица Мария Федоровна благоволила " малышке Радзивилл". Отец девочки погиб, когда ей было 3 года. Мать ее вела разгульный образ жизни.
Мария Федоровна забирает девочку в Петербург, где та живет при Екатерининском институте до 17 лет. Затем Стефания становится фрейлиной императрицы. Жениха для такой богатой невесты ищут всей Европой. Все самые именитые кандидаты хотят заполучить себе в жены эту принцессу. Карл Брюллов пишет прекрасный портрет. А в итоге Стефания взяла и выбрала мужа сама).
Лев Витгенштейн. Граф. Никаких богатых невест не искал. Служил в кавалергардах. Был адьютантом Николая 1. Участник восстания декабристов. Считается, что он должен был лично заколоть кинжалом царя. А Николай 1 его помиловал. В память о заслугах его отца. А может, еще по каким причинам. Витгенштейн был старше Стефании на 10 лет. Он долго колебался с предложением ( Стефания была кокеткой, за ней все увивались).
Но венчание состоялось. Императрица на нем была. А Николай 1 не был. Супруги очень обиделись на императора за такое "хамство"). Вскоре Стефания с мужем и дочерью Марией уезжают во Флоренцию. В 1832 году там рождается их сын Петр.
К сожалению, у Стефании обнаружилась чахотка. Она умерла в 23 года, спустя год после рождения своего сына. Вдовцу быстренько подыскали новую супругу, княжну Леониллу Барятинскую. Тоже восхитительную красавицу. Вообще количество красавиц тогда на один квадратный метр просто поражает!) Витгенштейны уехали во Францию, где вели шикарный образ жизни, всячески сорили деньгами. В конце жизни граф впал в умопомешательство, и скончался в Каннах.
В память о первой супруге граф Витгенштейн построил над ее могилой Стефаниевский костел, архитектором был Карл Брюллов. Пушкин посвятил прекрасной графине стихотворение " Паж, или пятнадцатый год":
Она готова хоть в пустыню
Бежать со мной, презрев молву…
Хотите знать мою богиню.
Мою варшавскую графиню?..
Нет! Ни за что не назову!