Честно говоря, такое даже сложно представить - добрый врач из концлагеря Освенцим. В годы Второй мировой войны концлагеря были самым ужасным местом на земле, попадание в которое практически наверняка означало то, что домой уже можно и не вернуться никогда. Газовые камеры, крематории, медицинские опыты и доктор Менгеле. Ни один человек, более-менее знакомый с историей того времени, не скажет ничего хорошего об этом человеке. Но, мало кто знает, что был у Менгеле помощник, которого, на самом деле, любили узники...
Ганс Вильгельм Мюнх сразу после школы посвятил себя изучению медицины, которой болел с детства. Институт, отличник учебы, подающий надежды как будущий врач. Но вдруг к власти пришли фашисты и Мюнх, как и многие его друзья, вступает в НСДАП.
Ганс, в итоге, настолько увлекся политикой, что проникся идеями нацизма, как говорится, до мозга костей. Неоднократно просился на фронт добровольцем, но молодого врача не брали, мотивируя это тем, что его исследования больше пригодятся в гражданской жизни. Ганс продолжал учиться, нарабатывать практику врача, пока не попал в 1943 году в Институт гигиены войск СС. Да, был и такой. Нюанс заключался в том, что этот институт находился как раз таки рядом с концлагерем Освенцим. Коллегой по институту, с которым он проводил бактериологические исследования, являлся доктор Менгеле...
"С самого начала военных действий на Востоке, я стремился попасть на фронт. Несколько раз я лично ездил в Мюнхен, просил людей совершенно различных должностей взять меня в армию, но все тщетно. Однажды, по чистой случайности, я встретил своего школьного приятеля, у которого были связи в СС. По его рекомендации меня туда как раз и зачислили. Но правда сразу предупредили о том, чтобы я был готов ехать куда-то под Краков. Там мне предстояло работать в институте, а затем, возможно, в концлагере. Конечно все мы слышали о том, что такое концлагеря. Но, когда я увидел то, что там на самом деле творится, я понял, что мы не знаем и десятой доли всего".
Почему же тогда он был "добрым доктором из Освенцима"? Дальше история интересней. Наступил январь 1945 года. Советская армия уже вплотную подходила к Освенциму, в котором было приказано уничтожить все крематории и газовые камеры. Немецкое командование приказывает покинуть концлагерь врачам и всему руководству. Врачей из Освенцима переводят в концлагерь Дахау, но и там они пробыли всего три месяца. А вскоре и война совсем закончилась.
Ганса арестовывают американцы и он попадает в лагерь для интернированных. На допросах он совершенно не скрывает, а даже гордится своей принадлежностью к СС. Также он рассказывает, что участвовал в опытах вместе с Менгеле. Кстати, именно его показания, стали одними из первых против Менгеле, потому как остальные все категорически отрицали. Да, было известно от узников, но нужно было ведь и участников событий найти, так сказать. В общем, американцы не стали особо разбираться виноват или нет и отправили его в Краков, где и должен был проходить суд над фашистами по делу Освенцима. И вот тут начинается самое неожиданное.
Судебный процесс проводился целый месяц - с 24 ноября по 22 декабря 1947 года. Из 40 подсудимых 24 - были приговорены к высшей мере наказания, 6 - к пожизненному заключению, 10 - к различным срокам заключения от трех до 15 лет, только один оправдан - Ганс Мюнх. Кстати, среди приговоренных к высшей мере наказания был и родственник Марио Гетце. Это футболист такой, он принес победу Германии в финале Чемпионата мира 2014 года. Но вернемся к нашему Гансу.
Как так получилось, что ему одному удалось избежать наказания? Даже несмотря на то, что сам Ганс на судебном процессе не отрицал своего участия в медицинских опытах, узники говорили обратное. Ни один из допрашиваемых узников не сказал ничего плохого в адрес Ганса, даже наоборот. Как показали свидетели из числа бывших заключенных, так как запрещалось трогать участников медицинских экспериментов и подвергать ликвидации, то Ганс специально затягивал опыты, подольше сохраняя им жизнь.
Ганс постоянно что-то "случайно" ломал, срывал проведение различных опытов, подкармливал тайком их участников. Он постоянно спорил с доктором Менгеле и предлагал ему проводить более, скажем так, "человечные" опыты. Также он официально отказался участвовать в сортировке узников - одним в направлении крематория, других в лабораторию. Это было зарегистрировано в документах и сыграло на суде в его пользу. Как сказано в лагерных документах, "назвал это занятие отвратительным и отказался подчиниться".
Финалом всего стало то, что Ганс заявил лагерному руководствуЮ, будто он подделал документы и никакой он вовсе не врач, участвовать в различных экспериментах не может. Более того, за день до этого, благодаря как раз таки Гансу, из лаборатории были освобождены несколько заключенных с формулировкой "не подходят для опытов". Все как один твердили на суде в адрес Ганса "добрый человек из Освенцима".
"Я до сих пор жалею и жалел всю жизнь о том, что мне пришлось стать частью всего этого. В тех ужасных обстоятельствах, которые нас окружали тогда, я сделал все возможное, чтобы спасти как можно больше людей. Только с годами я понял, что вступление в СС было главной ошибкой в жизни. Я тогда был молод и горяч. Попадание в концлагерь Освенцим освежило мои мозги. Но когда я влился в ряды СС, было уже поздно, назад пути не было и вел свою борьбу, такую, какую мог".
Ганс, как я уже сказал, был полностью оправдан, его не лишили медицинской лицензии. В 1948 году он вернулся к практике и до 2001 года продолжал лечить людей, став одним из самых уважаемых врачей.
Наш канал в Телеграм, где будем публиковать то, что здесь нельзя.