Найти тему
Кардан Баланс

Проверка водителей на алкоголь в России: что изменится с 2023 года?

Оглавление
Алкоголь и дорога не совместимы!
Алкоголь и дорога не совместимы!

Езда в нетрезвом виде в нашей стране, к огромному сожалению, не является чем-то недопустимым, выходящим за рамки, диким. Несмотря на жёсткие запреты со стороны ПДД, ежедневно госавтоинспекторы задерживают на дорогах огромное число пьяных водителей. Каждый из них несёт реальную опасность абсолютно всем участникам движения. По статистике ГИБДД РФ, на долю аварий, произошедших по вине нетрезвых водителей, приходится до 10% всех дорожных происшествий. Процент этот, казалось бы, не так велик. Однако, степень тяжести данных ДТП часто бывает очень высокой.

Именно поэтому к проверке водителей на алкоголь сотрудники ГИБДД относятся так серьёзно. Процедура, занимающая считанные минуты, зачастую помогает обезопасить общество от действительно опасных участников дорожного движения, а по факту иногда и спасти чьи-то жизни.

Водитель и алкоголь: какие нормы и ограничения существуют?

По действующим на сегодняшний день в России правилам, водитель признаётся нетрезвым, если концентрация алкоголя в выдыхаемом им воздухе превышает 0,16 мг/литр, что приравнивается к 0,3 гр. алкоголя (или 0,3 промилле) на литр крови. Если алкоголя обнаруживается 1-2 промилле, то человеку присваивается лёгкая степень опьянения, при 2-3 промилле – средняя степень. Если же водитель сел за руль с содержанием алкоголя в крови, равном 3-4 промилле, то инспектором он будет официально признан находящимся в тяжёлой степени опьянения.

Впрочем, потенциально опасной может вполне обоснованно считаться даже минимальная доза принятых внутрь горячительных напитков. Ведь у некоторых людей уже от одного глотка некрепкого алкоголя значительно снижается концентрация внимания, замедляются реакции, что напрямую отражается на их способности принимать быстрые и верные решения в тех или иных дорожных ситуациях.

Наказанием за вождение в нетрезвом виде или отказ от медицинского освидетельствования в РФ является наложение штрафа в 30 тысяч рублей, а иногда и лишение водительского удостоверения сроком до 24 месяцев. Если пьяный водитель стал причиной аварии, в которой людям был нанесён реальный вред, ему грозит до 4 лет лишения свободы. Тюремное заключение сроком до 7 лет светит автопьяницам, если совершённое ими ДТП имело летальный исход. Если в ходе происшествия погибло сразу несколько человек, то любителя алкоголя отстранят от управления автомобилем, заключив под стражу на 9 лет.

Нормативная база

Основанием для проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или направления на аналогичное медицинское освидетельствование служит постановление Правительства России №1882 от 21.10.2022. Обновлённые правила вступают в действие уже в марте 2023 года и будут актуальны вплоть до 1 марта 2029 года.

Основания для проверки

Как проводится проверка?
Как проводится проверка?

Инспектор ГИБДД имеет право попросить пройти освидетельствование, если посчитает, что ваше поведение не соответствует коммуникативной обстановке. Кроме того, основанием для проверки может стать:

  • ощущаемый при дыхании водителя запах алкоголя;
  • характерное нарушение речи;
  • резкое покраснение или же бледность кожных покровов;
  • нетипичное состояние слизистых – их сухость или же гипергидроз;
  • нарушение дыхания;
  • нефизиологичное состояние зрачков (излишне суженные, расширенные, не реагирующие на свет);
  • повышенная возбудимость или, напротив, заметная заторможенность как движений, так и мышления;
  • неустойчивость принимаемых водителем статичных поз;
  • ошибки в выполнении тестов на координацию.

Проверка водителя на алкоголь проводится и в том случае, когда он нарушил ПДД (ст.12.24 КоАП), причинив другому участнику дорожного движения вред лёгкой или средней степени тяжести.

Как теперь будет проводиться проверка?

Как и прежде, проверка проводится с использованием измерительных приборов установленного образца. Фиксация результатов осуществляется на бумажном носителе.

Перед началом дыхательного теста инспектор в обязательном порядке должен объяснить водителю логику и порядок проведения процедуры. После чего задержанный для проверки водитель должен буквально «выдохнуть в трубочку». Прибор проанализирует состав воздуха и выдаст вполне конкретные цифры.

Если водитель отказывается проходить проверку или же не согласен с полученными в ходе неё данными, его сопроводят на освидетельствование в медицинское учреждение. Подобный алгоритм действий будет реализован и в том случае, если при отрицательных результатах проверки у инспектора останутся сомнения относительно нахождения автолюбителя в состоянии алкогольного или же наркотического опьянения.

Медицинское освидетельствование мало чем отличается от проверки инспектором непосредственно на дороге. Вас также попросят подышать через прибор и, если проба воздуха вдруг будет содержать пары алкоголя, повторят процедуру спустя 15-20 минут.

Отказ от медицинского освидетельствования приравнивается к полному признанию своей вины и служит основанием для наложения административной ответственности.

В чём заключаются нововведения?

По новым правилам проводить освидетельствование нужно не только в присутствии двух понятых, но и с обязательной видеофиксацией всей процедуры. Таким образом у дисциплинированных водителей появится ещё одна возможность предупредить нарушение собственных прав, доказать, например, предвзятость сотрудника ГИБДД или выявить недочёты в проведении самой процедуры проверки. Инспекторы же смогут без труда зафиксировать сам факт освидетельствования, достоверность и объективность его результатов.

Опыт других стран. Какие правила и законы действуют за рубежом

А какие правила за рубежом?
А какие правила за рубежом?

За рубежом борьбе с пьянством за рулём также уделяется огромное внимание. В США «алкогольные нормы» для водителей варьируются от штата к штату. Допустимым считается значением в 0-0,8 промилле. Неизменной остаётся лишь серьёзность наказания за вождение в нетрезвом виде. Автомобилистам в подпитии, в зависимости от процентного содержания алкоголя в крови, может грозить:

  • штраф;
  • заключение под домашний арест;
  • тюремное заключение от 48 часов до полугода;
  • лишение водительских прав (временное или постоянное);
  • полный запрет даже на запуск двигателя собственного автомобиля на срок, установленный судом.

Кроме наказания, нарушитель должен в обязательном порядке прослушать курс лекций о вреде употребления алкоголя за рулём. Метода проверки водителей два – дыхательный экспресс-тест и проводимый в условиях медучреждения анализ крови.

В европейских странах допустимые показания алкоголя в крови также разнятся. Например, в Румынии трезвым считается водитель с содержанием алкоголя в крови до 0,8 промилле, в Дании и Германии эта цифра не должна превышать 0,5 промилле, в Чехии и вовсе введён «сухой закон». Однако, уже сейчас Европейский Союз высказывается о необходимости создания единых ограничений, касающихся употребления горячительных напитков водителями авто. Единогласно одобряемой дозой алкоголя, которую имеет право употребить водитель перед поездкой, является 0 мл. Столь жёсткая позиция европейских законотворцев объясняется огромным процентом очень серьёзных ДТП, зачинщиками которых являются именно нетрезвые водители. Кроме того, Европейский совет по транспортной безопасности (ETSC) явился инициатором установки на автомобиль так называемых «алкозамков». Работа этих технических устройств основывается на блокировке системы зажигания в случае, если по результатам выполняемого водителем теста в выдыхаемом им воздухе будет обнаружен алкоголь. Алкоблокираторы получили позитивную оценку и среди российских специалистов по транспортной безопасности. Однако, сегодня никаких законопроектов, реализующих эту инициативу, официально не существует. Сейчас проводится углубленное изучение как правовой, так и технической стороны данного вопроса.

В качестве заключения

Выявление на дорогах страны водителей с алкогольным опьянением является очень важной составляющей обеспечения безопасности дорожного движения. Введение новых правил проверки водителей на алкоголь поможет сделать данную процедуру более прозрачной и правомерной, как для водителей, так и для сотрудников ведомства. Однако, нельзя забывать и о необходимости проведения профилактической работы, пропаганды трезвого образа жизни среди всех участников дорожного движения, повышения сознательности и ответственности как водителей, так и пассажиров. Последние зачастую допускают и даже поощряют управление автомобилем в нетрезвом виде. Но безопасность на дороге напрямую зависит от каждого из нас.

Подписывайтесь на канал «Кардан Баланс», чтобы быть в курсе всех самых свежих автомобильных новостей. Мы пишем только о важном для автомобилистов. Конечно не забываем и про карданы.