Израильтяне с древних пор считались народом, который избрал Сам Бог. В Ветхом Завете подробно описывается, почему Господь избрал народ, как Его готовил, очищал для рождения Христа. От евреев должен произойти Мессия, позтому народ этот должен быть морально чище, чем остальные народы тех времен. Для этого им даны были Заповеди на горе Синай. Но почему же они, знавшие наизусть Библию, где пророки говорили о признаках пришествия Мессии, вдруг не приняли Его? Ведь столько лет ждали, готовились с Божией помощью? Обратимся за ответом к творениям святого Игнатия Брянчанинова.
На фоне современников Авраам был чище душой и нравственнее других народов. И его племянник Лот, которого Господь вывел из города грешников за полчаса до его гибели - заслуженного наказания, тоже был праведником. Господь не нашёл даже десяти праведников в Содоме, поэтому и погубил его.
Аврааму за его праведность было обещано Богом, что от него произойдёт Богоизбранный народ, от которого должен родиться Мессия.
Евреи много лет ждали, готовились, исполняли Заповеди, но когда пришёл Христос, убили Его. Почему же так произошло?
Неужели не узнали по признакам, что это - Мессия? Но во второй главе Евангелия от Матфея, когда пришли волхвы с Востока и спросили :" где должен родиться Царь?", законноучители сразу ответили :" в Вифлееме". Значит узнали все же и даже послали в этот город волхвов, чтобы те поклонились Мессии.
Но дальше евангелист пишет :" Ирод смутился, и весь Иерусалим с ним" (Мф, 2,1-7). Почему вдруг смутился - то?! Не обрадовался! Ведь Мессия пришёл в мир, которого они долго ждали! Узнали, что это Он и не обрадовались, а смутились! Странное дело..
Святой Игнатий Брянчанинов объясняет странную реакцию таким образом :
" К несчастью, большая часть израильтян, по плоти потомков Авраама и пророков, нисколько не сходствовала с этими праотцами по своему поведению. В нравственном отношении израильтяне походили больше на тех предков, которые обагрили руки в крови пророков. Напыщенное мнение о себе по поводу происхождения от Авраама заразило весь народ гордостью, соделало его неспособным к принятию покаяния, обращению его к Богу, к принятию им обетованного Мессии ".
Вот и причина! Гордость мешала им принять Христа. Но чем гордились - то?! Своим происхождением!
Поэтому святой Иоанн Креститель и начал свою проповедь словами :" не начинайте говорить в себе, что отца имеем Авраама! "Знайте, что Авраам угодил Богу праведностю, а вы нет! Поэтому не стоит вам гордиться!
Напрасно вы уничижаете прочие народы! "Бог из камня может воздвигнуть чада Авраама!"
"Верным было устремление Иоанна против самомнение, рождаемое образом мыслей, - говорит святитель Игнатий. - Действуя против Мессии, они постоянно имели в устах Авраама и Моисея. Гордость и самомнение не допустили иудеев принять учение Христа, основанное на смирении! "
А раз не приняли Его учение, не приняли и Христа, а дальше - больше! Обозлились из-за его обличений и убили. Кому приятно слушать такие слова в свой адрес :" порождения ехидны "(Мф, 23,33). Как Он смеет поносить нас, Богоизбранный народ!? Да мы не потерпим такого к себе обращения! Поищем себе лучше другого Мессию!
Но, другой, конечно, придёт, но уже на погибель всем... Его примут наверное.
Святитель продолжает :
" Гордость есть недуг души едва заметный, часто кажущийся другим людям глубочайшим смирением, признаваемый за святость и бесстрастие, но убивающий душу. Ехидна слепа, слепа и гордость. Омраченный ею не видит и не ведает Бога, лишён правильного воззрения на себя и на человечество. Дверь к покаянию затворяется, накрепко заключается гордостью. Фарисеи занимались богопознанием без самоотвержения, не для неба, а для своего земного положения. Так они пришли в состояние, не способное принять Мессию".
Значит, самомнение всему виной! Кажущаяся праведность является препятствием обращения души к Богу.
Будем же и мы осторожны, братья и сестры! Последим за движениями своей души, чтобы гордость и самомнение не помешало и нам узнать Христа и принять Его в сердце!
Аминь?
Мира всем и спасения, дорогие мои! Праведного всем поста!
Материалы взяты из книги святителя Игнатия Брянчанинова "Беседа о том, что для плодоносного покаяния необходимо отвержение самомнения".