Найти тему
Маринкины заморочки

Дача. Русский кайф.

За многие столетия в России сложился особый, «дачный» образ бытия: уют загородного дома, общение с природой и развлечения на свежем воздухе.

Дача... Одно из тех немногочисленных русских слов, которые давно стали международными. Дореволюционное определение поясняет, что это - «небольшая поземельная собственность, некогда даровая, от царя, или данная по дележу, по отводу; угодья и земли округленные, обмежеванные, особь (то есть собственность) владельца или общества».

У дачного бытия всегда была особая прелесть, своя романтическая и творческая сторона. Жизнь на даче вдохновляла писателей, музыкантов и художников.

На Николиной Горе Сергей Прокофьев создал симфоническую сказку «Петя и волк». Загородной природе посвятил множество «поэз» Игорь Северянин. Нежные воспоминания о дачных днях сохранил Валентин Серов («Девушка, освещенная солнцем», «Портрет княгини Юсуповой»). А Илья Репин творил на даче-мастерской в Финляндии. «Дача наша состояла из деревянного барского дома с колоннами и двух низеньких флигельков», - начал свое повествование о первой любви Тургенев.

Василий Поленов находил темы для пейзажей в окрестностях дачи на Оке.
Василий Поленов находил темы для пейзажей в окрестностях дачи на Оке.

Грибоедов включил дачную жизнь в непременный набор развлечений светского человека:

Балы дает нельзя богаче,

От Рождества и до Поста,

И летом праздники на даче.

В допетровские времена великие князья раздавали боярам в награду за заслуги «дачи» как в самой Москве, так и в округе. Они теснились даже в самом Кремле: там стояли дачи бояр Беклемишевых и Собакиных.

Летние выезды сановных господ на пригородные дачи начались со времен Петра I; тогда и стал складываться особый, дачный образ жизни дворянства и зажиточных горожан. Стоило только наступить марту-бокогрею, как все газеты заполнялись объявления о сдаче дач. И в апреле-мае основная масса дачников уже устремлялась за город. По улицам и переулкам, переваливаясь с боку на бок, тянулись скрипучие возы, загроможденные пузатыми комодами, высокими шкафами, венскими стульями и прочим домашним скарбом. Иногда их сопровождали «кормилицы» - коровы и козы. Лишь к немногим дачам вели хорошие дороги. Как правило, путь в «сельскую идиллию» лежал через рытвины и ухабы, моховые болота и зыбкие трясины, через кочки и сомнительной прочности мосты.

С конца XVIII столетия Петровский подъездной дворец служил летней дачей для сменявших друг друга московских градоначальников.
С конца XVIII столетия Петровский подъездной дворец служил летней дачей для сменявших друг друга московских градоначальников.

Какие же пригороды первопрестольной, а ныне уже районы города, привлекали дачников XIX века? Это окрестности Трехгорной заставы, участки за Калужской, Сокольнической, Дорогомиловской, Пресненской и Тверской заставами, Кунцево, Фили, Мазилово, Останкино, Большие Мытищи, Ростокино, Свиблово, Медведково, гора Волокуша, село Коломенское, окрестности Кускова, Царицыно, Дубровицы со знаменитой Голицынской усадьбой (в ее подвалах были заточены стрельцы), Горенки с их когда-то знаменитым яблоневым садом.

Множеством дач пестрел и район Гагаринских прудов. Для прогулок отдыхающих там была выстроена красивая деревянная галерея. А на крутизне, над водой, стояло несколько дачных домиков. Через специально прорытые каналы приспособлены были особые плавучие мостки. Парк благоухал запахами диковинных цветов. Здесь же находился и святой источник - «Трехгорный колодезь», славившийся на всю златоглавую чистой и свежей водой.

Среди московских дачников были популярны Воробьевы горы, известные своими садами на склонах. Здесь в уютном сельском домике живал летом великий князь московский Иван III. А неподалеку, по другую сторону Москвы-реки, ближе к Новодевичьему монастырю, на Девичьем поле, еще до конца двадцатых годов XIX столетия стояли дачи, простиравшиеся вплоть до Хамовников.

Константин Коровин передал дачную безмятежность в этом портрете Шаляпина.
Константин Коровин передал дачную безмятежность в этом портрете Шаляпина.

За московскими заставами располагались и трактиры («находящиеся на тракте», не путать с городскими питейными заведениями). Один из самых известных - «Gastronome Russe» - содержал повар-француз. В этом трактире часто устраивали бальные вечера, а в близлежащей роще проходили гулянья.

Забытые сегодня крокет и серсо, пикники с самоваром на лоне природы, любительские спектакли и хоры, литературные шарады, фанты - арсенал дачных развлечений был неисчерпаем. В XIX веке в России появляется и масса терминов, связанных с временным летним пребыванием в сельской местности, - «дачное место», «дачный сезон», «дачный поезд», «дачная мебель» (легкая и удобная для переноски), «дачный муж» (супруг, обремененный заботой о покупках и их доставке), «дачные туалеты», «дачные знакомства», «дачные товарки и приятели», «дачные прогулки и чаепития», «дачные романсы» и, наконец, бурные «дачные романы» с продолжениями и без.

Дачная атмосфера XIX века воссоздана Никитой Михалковым в фильме "Неоконченная пьеса для механического пианино".
Дачная атмосфера XIX века воссоздана Никитой Михалковым в фильме "Неоконченная пьеса для механического пианино".

Наступило двадцатое столетие. Появилось и новое определение термина «дача». Теперь так обозначалось в официальных документах «расположенное в окрестностях больших городов жилище, как правило, легкой постройки, приспособленное к проживанию в летние месяцы».

Число дачников увеличивалось с ростом самих городов, и уже в 1924 году Моссовет создает Управление дачным хозяйством, которое к 1926 году было преобразовано в трест «Дачное хозяйство Московской губернии». Его общий фонд распределялся на 1 января 1930 года так: в ведении треста «Дачное хозяйство» 4000 дач; у местных исполнительных комитетов 7300; у областного отдела народного образования 1000.

Популярный детский писатель и известный литературовед Корней Чуковский нередко встречался с юными читателями на своей даче в знаменитом подмосковном поселке литераторов Переделкино.
Популярный детский писатель и известный литературовед Корней Чуковский нередко встречался с юными читателями на своей даче в знаменитом подмосковном поселке литераторов Переделкино.

С начала двадцатых годов романтический ореол, окружавший некогда дачное существование, потускнел. Дачи постепенно становились привилегией лояльной режиму научной и культурной элиты, а также партийных аппаратчиков. Как пелось в песне той эпохи: «Стоят за городом заборы, а за заборами вожди».

Всплеск подмосковного дачного строительства приходится на середину тридцатых годов - разгар строительства партийно-бюрократического. Когорты добротных деревянных срубов покрывают Николину Гору, Успенское, Ильинское, Барвиху. А в районе Сокола долгое время сохранялась стайка уютных предвоенных одно- и двухэтажных домиков, принадлежавших известным в свое время живописцам, писателям, деятелям науки, а также учителям, работникам наркоматов и рабочим завода «Изолятор».

Елена Крил, старожил Николиной Горы и бывшая первая красавица поселка работников науки и искусства, была бессменным партнером композитора Сергея Прокофьева на теннисном корте.
Елена Крил, старожил Николиной Горы и бывшая первая красавица поселка работников науки и искусства, была бессменным партнером композитора Сергея Прокофьева на теннисном корте.

Сокол стал первым кооперативным жилым поселком в Москве. И совсем особняком стояла близ Минского шоссе еще одна на вид неприметная, но строго охраняемая дача за зеленым забором — «Волынское». В историю она вошла под названием «ближней», и нередко посещал ее генералиссимус Иосиф Сталин.

Сравнительно быстро в лесах Подмосковья по ленинскому декрету 1923 года выросли небольшие поселки старых большевиков. Один из интересных тому примеров — платформы Ильинское, Кратово, Удельная, Отдых, где радуют глаз стройностью корабельные сосны, стерегущие полотно Казанской железной дороги. Дома здесь - с просторными верандами, замысловатыми террасами и причудливыми теремками над крышами. Кое-где они дополнены крошечными балконами на кронштейнах с изысканной резьбой перец. Дома эти, причем совсем немалые по площади, как бы растворяются в окрестном сосняке, а улицами в поселке в прежние годы служили широкие лесные просеки.

Переделкино -место знаковое для любителей литературы. Писательские поселки имеются во многих странах. Американский драматург Артур Миллер, к примеру, живет на огромной ферме в Коннектикуте. Я там часто бываю в гостях. В Переделкино моим соседом был Борис Пастернак. Он написал гениальные стихи «На даче спят...» и считал оскорбительным прозвище «дачник». На участке я разбил небольшую клумбу и, когда есть время, люблю ухаживать за цветами. Растут у меня и овощи. Помните фотографию, где Пастернак изображен в Переделкино с лопатой в руке? У него тоже был маленький огород, и он с трогательной заботой ухаживал за морковкой, петрушкой и луком.
Андрей Вознесенский
Переделкино -место знаковое для любителей литературы. Писательские поселки имеются во многих странах. Американский драматург Артур Миллер, к примеру, живет на огромной ферме в Коннектикуте. Я там часто бываю в гостях. В Переделкино моим соседом был Борис Пастернак. Он написал гениальные стихи «На даче спят...» и считал оскорбительным прозвище «дачник». На участке я разбил небольшую клумбу и, когда есть время, люблю ухаживать за цветами. Растут у меня и овощи. Помните фотографию, где Пастернак изображен в Переделкино с лопатой в руке? У него тоже был маленький огород, и он с трогательной заботой ухаживал за морковкой, петрушкой и луком. Андрей Вознесенский

Но старые большевики недолго наслаждались всем этим великолепием - «иных уж нет, а те далече». А из нынешних колоритнейших старожилов «большевистских дач» стоит назвать, пожалуй, легендарного шпиона - англичанина Джорджа Блейка, коротающего свои дни в бывшем кооперативе «Подпольщик» в поселке Кратово.

Самовар - традиционный атрибут дачного чаепития - создает особенную атмосферу за столом.
Самовар - традиционный атрибут дачного чаепития - создает особенную атмосферу за столом.

В послевоенные годы Подмосковье увидело наплыв нового поколения дачников. Это были старшие офицеры и генералы, получившие участки за военные заслуги (рассказывали, что знаменитый летчик Покрышкин даже хранил на дачном участке свой любимый самолет), крупные министерские чиновники, у которых «госдача» входила в номенклатурный паек, а также представители «советской научной и творческой интеллигенции». Последние объединялись в поселки с непритязательными названиями «Наука», «Литература», «Искусство», «Театр». Некоторое время назад в поселке «РАНИС» (тех самых работников науки и искусства) на Николиной Горе действовала танцевальная веранда и клуб, где были детские кружки; в поселке существовал один из первых в Подмосковье общественных теннисных кортов и шахматный клуб Ботвинника.

По выходным сюда, на берег мелкой, мутной, но удивительно быстрой Москвы-реки, съезжались со всей столицы иностранцы. Это был единственный в области дипломатический пляж, находящийся за пределами установленной МИДом сорока километровой зоны, внутри которой посольские работники могли передвигаться без обязательного уведомления властей.

Этот пляж на Николиной Горе долгое время был местом отдыха иностранных дипломатов.
Этот пляж на Николиной Горе долгое время был местом отдыха иностранных дипломатов.

Здесь можно было наблюдать утренние пробежки молодого актера и режиссера Никиты Михалкова, который настолько проникся дачной жизнью, что снял на Николиной Горе ряд своих популярных кинолент, в том числе и оскароносную «Утомленные солнцем».

-11
Николина Гора - моя родина, где я провел первые 7 лет жизни. Когда я вырос, дача стала для меня ареной творчества. В студии на втором этаже в 1984-90 годах записывала музыку группа «Звуки Му» - я играл в ней на бас-гитаре. Мы репетировали и давали концерты для друзей. На даче бывали Сергей Курехин, Борис Гребенщиков с «Аквариумом». Часто в гости приезжала Жанна Агузарова. Тогда ее звали Ивонной Андерс. По легенде, которую она сама выдумала, ее родители-дипломаты жили за границей. Однажды Жанна уговорила меня пойти на лыжах в лес. Когда она умчалась от меня, я подумал: «Ничего себе москвичка, дочка дипломатов». У нее был настоящий сибирский ход, который скрыть невозможно. Александр Липницкий.


В шестидесятых годах постепенно вырастает в Подмосковье и в пригородах многих других городов новый, необычный класс, объединенный возродившейся тягой к земле и равными условиями для старта - тщательно отмеренными землемерами шестью сотками.

Их, шестисоточников, трудно назвать дачниками в старом, чеховском смысле слова. Отработав в городе на предприятиях и в учреждениях целую неделю, в ранние утренние часы выходных дней они штурмовали пригородные электрички шумной, энергичной толпой и в страшной давке, впихнув на багажные полки кошелки с припасами на два дня, настраивались на долгую езду. В «доперестроечные» годы подобные мини-сельхозугодья для садово-огороднических товариществ государство предоставляло москвичам уже за сотню и более километров, в дальнем Подмосковье и других областях.

Дачное застолье Григория Александрова и Любови Орловой.
Дачное застолье Григория Александрова и Любови Орловой.

Этот новый стиль жизни завоевал и новых, увлеченных работой на земле поклонников. Для многих семей шесть соток стали палочкой-выручалочкой в эпоху позабытого сейчас продуктового дефицита; иные ухитрялись даже разводить домашнюю птицу и кроликов. А некоторым умельцам удавалось выращивать на крошечных участках картофель и редиску, клубнику и цветы в промышленных количествах - для продажи на колхозных рынках.

Летом развлечения садоводов ограничивались непродолжительными походами за грибами и ягодами да вечерними посиделками у костра. После того как в дачных «скворечниках» разрешили класть печи, на участках стали появляться русские бани; границы дачного сезона для шестисоточников раздвинулись с ранней весны до поздней осени. Многие из них начали выезжать на «фазенды» и в зимнее время - покататься на лыжах и даже встретить на природе Новый год.

Поэт Михаил Исаковский, автор "Катюши", на своей даче в поселке Внуково.
Поэт Михаил Исаковский, автор "Катюши", на своей даче в поселке Внуково.

В начале девяностых годов прошлого века в пригородах словно грибы после дождя начинают вырастать какие-то странные, громоздкие, многоуровневые и многокомнатные строения. Их владельцы - люди не первой молодости и запредельных материальных запросов - непонятно почему именовали свои детища «особняками». В краткие сроки этот новый класс скупал оптом по пять-десять огородных шестисоточных участков или разрезал на участки реликтовые боры. И половину деревьев там, где взгромоздились особняки, вырубил. Родилось даже саркастическое выражение - «дачи рубят на особняки». В некогда глухих лесах появились асфальтовые дороги с полосатыми шлагбаумами и круглосуточной вооруженной охраной на въезде.

Кинорежиссер, народный артист СССР Григорий Чухрай в Переделкино.
Кинорежиссер, народный артист СССР Григорий Чухрай в Переделкино.

За рубежом столетия, к нам возвращается старинный термин - «загородный дом» и, более того, его наивысшая ипостась - «вилла». Загородные «палаццо» строятся и продаются по Рублево-Успенскому, Ярославскому, Осташковскому и Калужскому шоссе. Сдаются в аренду в Серебряном Бору и на Покровских холмах, в Кусково и Кунцево, в Нахабино и Жуковке, Барвихе, Ильинском и Петрово-Дальнем.

Похожие на пузатые комоды особняки заполонили подмосковные леса и проданные за бесценок бывшие колхозные сельскохозяйственные угодья. Безвкусные монстры из красного кирпича заслонили изумительную церковь работы Бухвостова в Уборах, живописные берега Московского моря изуродовали пошлые храмины, отделанные с расточительной городской роскошью. И каких только стилей здесь не увидишь! По ним можно изучать новую русскую архитектуру от «палат а-ля рюсс» до голландских фахверковых построек.

Количество и размеры надворных построек в садоводческих товариществах были ограничены. Регламентировалось также число плодовых деревьев и кустарников.
Количество и размеры надворных построек в садоводческих товариществах были ограничены. Регламентировалось также число плодовых деревьев и кустарников.

Нынешние владельцы этих загородных домов уже не ограничиваются «скромным обаянием» построек начала двадцатого века. На небольшой территории дачных участков вырастают дворцы, обладатели которых пытаются дотянуться если и не до культуры, то до роскоши и пышности древних - вилл Метелла, Лукулла, Цицерона, Боргезе, Альбани, Лудовизи, Фарнезина, Боболо и Томази.

Хозяев обслуживает многочисленная дворовая челядь: охранники, садовники, горничные, гувернантки и даже конюшие (стало престижным держать породистых лошадей для верховых прогулок на природе). У их владельцев свой образ жизни, свой стиль. Они обретаются кучно, объединенные общими интересами: крутыми внедорожниками, «моделями», сауной, бассейном и бильярдом. К их услугам в прошедших «евроремонт» подмосковных деревнях открыты супермаркеты, рестораны, казино, артсалоны, филиалы банков, риелторские конторы.

-16
В 1947 году прадед моей жены историк Веселовский получил дачу в академическом поселке Луцино. Когда я приехал в Москву, то сразу же влюбился в это место. Для меня дача связана с историей большой семьи со старыми традициями. Несколько лет назад мы купили рядом небольшой деревянный дом. Больше всего люблю нашу террасу. Она со всех сторон окружена соснами и освещена солнцем. На полу - алтайские ковры, у стены старый кожаный диван. На террасе я пью кофе после долгого завтрака. Любимая дачная традиция - маскарад. Он проходит уже 50 лет. Однажды карнавал был посвящен пушкинскому юбилею. Я был Александром Сергеевичем.
Пьер Броше, издатель путеводителя «Пти-Фюте»

Если в городском строительстве проект утверждается властями, то в дачном каждый руководствуется лишь своим не всегда безупречным вкусом. В творческой среде родился призыв: спасти архитектуру от заказчиков, деформирующих не только природный, но и «культурный ландшафт».