Порою В Москве названия, данные народом, приживаются куда сильнее, нежели официальные. Таких примеров множество, и порою народное название вытесняет данное государством. Так это случилось с Проспектом Калинина, который мы нынче знаем, как Новый Арбат.
Еще в Советские времена москвичи предпочитали именовать первый столичный Highway Новым Арбатом. В 90-е, уже после развала СССР, решили, что такое название куда лучше. Ну а Болотная Площадь, которую когда-то переименовали в площадь Ильи Репина и даже поставили памятник живописцу? Никакого эффекта, ибо москвичи так и продолжали называть площадь Болотной. И снова пришлось дать площади название, употребляемое москвичами.
Да, в примерах выше необходимо учитывать смену эпох и настроений. Но есть уникальный пример, именуемый "Дом под юбкой", который прозвали так еще в 40-е годы и называют так и ныне, вот только юбки никакой нет. Почему же так случилось? За что дом номер 17 по Тверской улице так прозвали?
Тверская улица подверглась серьезным изменениям в 30-е годы XX века (на тот момент она именовалась улицей Горького). Москва - город Средневековый, долгие годы сохранявший средневековую радиальную структуру, которая никак не вписывается в современность. Автомобилей становилось всё больше, жителей становилось больше, а главное, Москва становилась всё больше, поглощая новые территории. Вот и потребовалась улицу, которая ведет напрямую к Кремлю, расширить. Практически все старые здания были снесены, в редких случаях передвинуты (Саввинское Подворье - яркий пример). И появлялась новая, куда более высотная застройка.
Дом No 17 построен в 1939 г. архитектором А. Г. Мордвиновым. Именно этот архитектор занимался созданием визуальной целостности новой застройки. Этот дом возводится на месте снесенной церкви Дмитрия Солунского постройки 17 века. Рядом еще легендарный Дом Ниринзее, прозванный москвичами "Тучерез" за свою высотность. В первой половине XX века этот дом казался москвичам небоскребом. Впрочем, "дом под юбкой" как раз и перекрыл Дом Ниринзее.
По другой версии, дом так прозвали, так как Мотовилов лепил скульптуру с любовницы Сталина! Получалось: никакая не механизаторша, а прима-балерина Большого театра Ольга Лепешинская. В народе бытовала легенда, что она и есть любовница Иосифа Сталина, в подтверждение чего может свидетельствовать тот факт, что Вождь Народов старался не пропускать спектаклей с участием балерины. Хотя сама балерина это отрицала, утверждая, что никто с неё никакой скульптуры не лепил. Всё может быть.
В 1958 году девушку убрали, озвучив официальную версию: аварийное состояние! Не важно, любовница или механизаторша. Просто, мол, долго стояла без должной заботы, вот и обветшала. Нужно немного поправить и вернуть обратно.
Только назад ничего так и не вернули, из-за чего в народе родилась версия исчезновения скульптуры. Дескать, высокому начальству не нравилось каждый раз проезжать "под юбкой"! Что это такое вообще! Первое лицо страны едет в сердце Союза, святая святых - Московский Кремль, а проезжает под какой-то там юбкой.
Магазин и ресторан "Армения", занимают нижние помещения с 1952 года. По нынешним меркам - это нечто невероятное. Ресторан "Арагви" закрылся, ресторан "Прага" закрылся, а вот "Армения" по прежнему в строю.
И надо сказать, что существует неплохо. Внутри есть ресторан, Кулинария и можно найти национальные продукты Армении. Цены кусачие, но и качество недурственное. В Советские времена именно здесь можно было приобрести бутылку настоящего армянского коньяка.
Быть может из-за отсутствия девушки в юбке Александр Сергеевич стоит погруженный в свои мысли?
"Над головою у поэта
Воздвигли даму из балета,
Чтоб Александр Сергеевич смог
Увидеть пару стройных ног"
Стихи народные, передавались словно фольклор из уст в уста. Не знаю, заглядывался ли Александр Сергеевич на ноги девушки в юбке, но определенный шарм местности она придавала, да и ротонда смотрится какой-то махиной лишенной смысла. Вроде была инициатива вернуть девушку обратно, но пока всё заглохло на стадии обсуждения.
Кстати, немного о памятнике Пушкину, который тоже путешествовал. Сперва он стоял лицом к Страстному монастырю, снесенному в 1937 году. Поэт любил прогуливаться по Тверскому бульвару. Поэтому памятник и решили установить в конце бульвара. Это уже в 50-е года его поставили туда, где он стоит. Вот так и возникла Пушкинская площадь.
До переезда Александра Сергеевича и возникновения кинотеатра "Россия" площади никакой и не было. Пространство занимал Страстной женский монастырь, построенный в 17 веке, перестраиваемый при Екатерине II и тщательно отреставрированный в середине 19 века.
Многое помнили стены этого монастыря, застали и пожары, и войны, но выстояли. Вот только в 1919-м монастырь упразднили и отдали его помещения на нужды народы, разместив всякие разные организации. Колокольня стала служить информационной тумбой, на которую вывешивали афиши, лозунги, плакаты. Место то проходное.
Постепенно все привыкли, что монастырь уже никакой и не монастырь, и стоял бы он себе спокойно, но в 1937-м под предлогом расширения улицы Горького монастырь снесли.
Хотя, одно здание всё-таки сохранилось, и в нём трудно признать нечто, имеющее отношение к монастырю. Ничего удивительного, постройка визуально совершенно не имеет отношения к религиозной. Это бывшая гостиница для паломников, построенная в 1912-м году. Её переоборудовали под жилые помещения, что собственно и спасло. Сейчас здание уже бывшего кинотеатра (ныне тут Московский театр мюзикла) практически встроено в здание.
Московский театр мюзикла сравнительно недавно появился вместе помещения кинотеатра на 2.500 (!) зрителей. Когда-то место кинофестивалей и кинопремьер.
А вы как полагаете? Оставить всё как есть или вернуть статую на место? Всё-таки проектировали с ней.
Подписывайтесь на канал:
https://dzen.ru/id/5f0a41468ccd54061835ec3e