Найти тему
МИР (Море История Россия)

Одиссея контр-адмирала Циба, куда делся немецкий флот с Черного моря, или как «изменить историю к лучшему».

Все, что было написано по данной теме ранее, было лишь предисловием к самому интересному. Я, наконец, закончил расклад немецких документов (до которых смог дотянуться), и, очень интересную картинку. А, попутно я понял, что для того, чтобы быть «удобным» историком, совершенно не обязательно хорошо знать материал. Нужно просто уметь говорить «то, что нужно». И, до тех пор, пока история (как наука) не начнет использоваться по назначению, так все и будет.

О, чем это я? Да, о том, что достаточно открыть всего одну папку с немецкими документами, и становится понятно, что швейцарский историк Майстер Юрг писал то, что нужно было определенным кругам в Европе (и продолжают на него ссылаться те, кому он «удобен»).

Во многом, советские историки его клеймят правильно (хоть и неумело). Он «играл» на неонацизме, который в то время зарождался в Европе. Это для нас нацизм нес смерть и разрушения. Для Европы все было иначе. «Воевать» с этой книгой смысла нет, она написана в 1958 году. Зачем ее несколько раз издавали в 90-е и в 2005 году? Думаю, всем понятно. Используем ее просто как иллюстрацию плохой работы с документами.

-2

Попытка эвакуации немецкого флота с Черного моря у него описана, как некий Анабазис (подобный Ксенофонтовскому), где героические немцы, возглавляемые мужественным лидером контр-адмиралом Цибом (K.-Adm. (Ing.) Paul-Willie Zieb) уходят вверх по Дунаю, прорываясь через минные заграждения, огонь множества батарей, борясь с алкоголем, падением дисциплины и бегством штрафников, добывая по дроге топливо. Их преследуют злые румынские мониторы, которые как шакалы набрасываются на ослабевших и отставших…

-3

Чушь это все пропагандистская, и, по хорошему, рассматривать картину нужно в целом, ибо выход из войны Румынии и Болгарии, тема весьма интересная, в которой очень много нюансов и интересных деталей. Если будет интересно, дам ее с точки зрения немецких документов. В них есть затопление немецких подлодок в турецких водах и интернирование турками немецких экипажей, есть затопление кораблей в порту Варны и Констанцы, интернирование немцев в лагере Ихтиман (Болгария) и интернирование болгар и румын служивших в Вермахте. Есть много интересных моментов, полностью извращенных политиками. Но об этом «чуть-чуть потом», если кому-то будет интересно.

Пока мы берем один эпизод: отход по Дунаю нескольких немецких морских формирований. Почему нескольких? Да, потому, что легенда о «великом флотоводце, адмирале Цибе», которому подчинялась целая армада, не более, чем вымысел. Совместный отход осуществляли несколько немецких морских формирований, и у каждого был свой командир, и каждый потом (в октябре-ноябре 1944 года) писал «объяснительную», описывая события со своей точки зрения. Вот из этих отчетов, из телеграмм, донесений и складывается общая картинка (зря Юрг говорит, что документов нет, их масса, другое дело, что американцы к моменту выхода его книги еще не разобрали архивы, которые они вывезли из Германии).

В общем, так: все, действительно, началось с десанта, но не с одного. Началось все с двух советских десантов в Жебрияны и Вилков. После чего, немцы очень быстро засобирались с Черного моря. Сложность была в том, что слишком многое было завезено на Черное море. Что, к примеру, делать с береговыми батареями (которые в кармане не унесешь)? Ладно, это тема отдельного рассказа.

Отчет "новой" 7-й батареи 613-го дивизиона об отходе.
Отчет "новой" 7-й батареи 613-го дивизиона об отходе.

Контр-адмирал Пауль-Вилли Циб являлся «верфен-директором», и отвечал только за эвакуацию своего имущества. По приказу адмирала Черного моря (того же Хельмута Бринкманна), ему были назначены корабли охранения, и он должен был просто организовать вывоз своих плавмастерских и имущества базы в Браилове.

В соответствии с отчетом командующего базой в Браилове корветен-капитана А.Кулманна 25 августа 1944 года в 9 часов, база в Браилове получила приказ адмирала Черного моря на эвакуацию.

-5

В самом начале «эскадра» инженер-контр-адмирала Циба была совсем небольшой. В ее составе числились корабли охранения «Uj 106», «Uj 110», БДБ «F 563», должен был подойти еще «Sperbrecher 194» (он же наш бывший пароход «Потемкин»), но ему не повезло.

По мнению Майстера Юрга «…он был по пути поврежден русской полевой артиллерией, сел на мель и был захвачен русскими вместе с 45 немецкими рабочими, находившимися на борту прорывателя». По данным справочника, он потоплен советской авиацией 25 августа 1944 года. В общем, не суть, он был потоплен (в пятый раз), и в состав конвоя не вошел.

Тот же швейцарский историк особо подчеркивает, что «Uj-106», «Uj-110» «переоборудованы из корпусов военных транспортов типа KT».

Ну, так ведь все они, немецкие охотники за подводными лодками (и не только они) переоборудовались из чего-то. «Uj-106» (он же бывший КТ-23) «Uj-110»(бывший КТ-38), это наши старые знакомые, большие охотники, построенные в Линце, водоизмещение 939 тонн, имевшие полноценное вооружение (1х7,5-см, 1х3,7-см, 2х2х2-см), глубинные бомбы, акустическую станцию, скорость 15 узлов. Все они ходили с конвоями по Черному морю, вывозили 17 армию из Севастополя. На счету «Uj-106» возможное потопление нашей «Щ-216». Буксиры тоже были вооружены (и, числились тральщиками). Все не так плохо, как принято писать. Они должны были сопровождать четыре плавмастерских (Werkstattschiff № I, II, III, и лихтер №171) которые тянули четыре буксира. На этих плавсредствах эвакуировались 222 немца и фольксдойче, а, так же «русские специалисты» (73 человека), ранее вывезенные через Севастополь. Штаб, немецкие солдаты и специалисты располагались на БДБ, остальные на плавмастерских. Конвой двинулся вверх по реке в 16.30.

Однотипный военный транспорт КТ-12
Однотипный военный транспорт КТ-12

Отряд шел без лоцмана и на 6 часов приставал к берегу. К утру конвой достиг в 70 километрах от Хиршова. Майстер Юрг описывает ситуацию так:

«Вскоре были обнаружены два немецких судна, стоящих у берега. На них уже были подняты румынские флаги и находились румынские сторожевые посты. Эти суда присоединились к конвою. Затем был принят штрафной батальон немецкой армии. В районе Хыршова у набережной стояли 2 БДБ и 4 саперных парома Зибеля, и еще одна БДБ стояла на мели, на которую села в ходе боя с румынскими батареями. Румынскому военному коменданту гавани был дан срок, в течение которого он должен был освободить 107 немецких пленных с этих кораблей. Однако эти 7 кораблей взять с собой было нельзя, поскольку все они имели тяжелые повреждения. Тем временем удалось достать 75 бочек моторного топлива. После взрыва стоявшей на мели БДБ соединение продолжило свой переход».

В реальности, картина была чуть-чуть иной. Утром 26.08.44 была обнаружена сидящая на грунте БДБ №576, которую попытался взять на буксир «Kreutzenstein», но, безуспешно. Баржа, была затоплена свои экипажем, который перешел на другие корабли.

В Хиршове были обнаружены шесть интернированных румынами плавсредств: 4 пионерных десантных бота и 2 морских плавсредства (тип не указан). Корветен-капитан Кулман направил для переговоров морского инженера Федыну и переводчика старшего ефрейтора Баумгартнера. Одновременно БДБ и буксиры заняли боевую позицию.

Поскольку во время переговоров подошли оба морских охотника с адмиралом на борту, румынам, не имевшим артиллерии, ничего не оставалось, как освободить 107 интернированных, и выдать 70 бочек топлива. Отряд двинулся дальше.

-7

К этому времени отряд нагнал еще один конвой. Отступала 7-я десантная флотилия (ее отчет тоже сохранился). Флотилия отступала двумя отрядами Первый в составе БДБ №№579, 583, 471 и 584, в составе второго отряда БДБ №№ 586, 374, 521, 575 и штабной корабль «Rugart». Есть даже список груза, который эвакуировала эта флотилия: бензин, автомобили, лошади, автобусы, полевые кухни, санитарный материал, ну, и, около 800 человек личного состава.

Я умышленно даю все настолько подробно, чтобы показать, что все документы есть. Юрг описывает события чуть-чуть иначе.

«Кроме дальнейшего пополнения кораблями по пути от Галаца, подошли последние корабли (под командованием капитана 2 ранга Радлафа), которые там уже под огнем русской артиллерии заканчивали погрузку машин. Вскоре за этим была обнаружена 7-я десантная флотилия (капитан 3 ранга Штелтерс), часть БДБ которой стояла на якорях посредине реки, а другие приткнулись к берегу. С кораблей 7-й флотилии сообщили, что дальнейшее движение невозможно, так как на первой же излучине реки стоят хорошо замаскированные румынские мониторы. Германское соединение стало на якорь и выслало вперед на разведку речной сторожевой катер «G 3024». Обнаруженные «румынские мониторы» в действительности оказались немецкими паромами Зибеля и саперными судами под командованием капитана Шобеля. На них находилось до 1800 человек. Затем встретилась 1-я немецкая флотилия обороны побережья под командованием капитана 3 ранга Вольтерса, которая пошла вниз по течению после напрасных попыток у Черновода идти вверх по течению. Эта флотилия надеялась выйти к Черному морю. Таким образом, собралось свыше 100 немецких кораблей».

«Смешались в кучу конелюди». Корветен-капитан Штелтер, это отряд, состоящий из паромов Зибеля, следующий из Сулины, а корветен-капитан Волтерс это, действительно, 1-я флотилия береговой обороны, состоящая из небольших кораблей, которая следовала в том же направлении (в дальнейшем, он возглавил батальон морской пехоты).

(Продолжение следует)