Волонтерское движение в Нижегородской области, как и во всей России, очень неоднородно.
Есть волонтерские организации, которые очень тесно связаны с государственными структурами. На самом деле они являются специфическими подразделениями госструктур, и их деятельностью эти структуры и отчитываются. Именно их чаще всего и представляют на различных форумах и мероприятиях. Здесь очень высока пиар-составляющая, а финансирование определяется в основном поддержкой госструктур, которые дают соответствующие рекомендации источникам денег.
Но кроме этого существует и реальное волонтерство, которое растет снизу, которое есть результат самоорганизации общества. Самым простым и ярким примером такого волонтерства является сейчас помощь жителям Юго-Востока бывшей Украины и помощь добровольцам. Здесь поддержка и помощь носит массовый характер и она идет мимо государственных структур и официальных волонтерских организаций.
Буквально несколько человек могут самостоятельно организовать конкретную адресную помощь, просто обратившись к пользователям соцсетей, каждый из которых может стать участником и даже организатором волонтерского движения.
Поэтому, реальная доля участия граждан России в волонтерских движениях даже больше заявленных пятнадцати процентов. Каждый, кто перевел деньги на закупку теплой одежды, на закупку обогревателей для жителей Мариуполя, на закупку квадрокоптеров – в первую очередь для добровольцев, является участником волонтерского движения. Это и есть настоящий золотой фонд русского общества.
Что касается будущего, то официальные волонтерские организации никуда не денутся – они должны остаться, потому что это мощные постоянные структуры. Инициативные волонтерские движения появляются в ответ на конкретные потребности, и они могут затухать, когда эти вопросы уходят из фокуса общественного внимания. А официальные волонтерские структуры сохранятся всегда, потребность в них останется.
Но развиваться и расширяться волонтерство будет, в первую очередь, на инициативу рядовых граждан с использованием современных технологий. Это новая неполитическая форма самоорганизации гражданского общества.
Александр Прудник, социолог