Мы говорили о даосизме, говорили о чань-буддизме, но обошли стороной конфуцианство. Несправедливо было бы записывать его в какое-то «бюрократическое учение», идеализируя буддизм или даосизм.
По мнению А. Масперо в эпоху Хань учение книжников, ставшее конфуцианским учением, представляло собой учение о правлении, стержнем которого были некие космологические принципы.
Эти принципы, в свою очередь, были заимствованы у школы Цзоу, опирались на знание классических книг. Но, несмотря на этот квазимистицизм, психопрактиками конфуцианство не отличалось как чань или даосизм.
Опять же, тот же самый А. Масперо писал в своем монументальном труде «Религии Китая», что эта самая традиция, на которую опиралось конфуцианство, хотя и возводила себя к Конфуцию, на самом деле передачей секулярного учения святых императоров древности.
Какие же конфуцианские «библии» выделял А. Масперо?
1. «И цзин» - «Книга перемен», наверное, наиболее популярная среди поклонников восточного мистицизма
2. «Ши цзин» - «Книги песен и гимнов»
3. «Шу цзин» - «Книги истории»
4. «Чунь цю» - «Вёсен и осеней»
5. «Ли цзин» - «Книги ритуалов»
В эпоху Хань список еще дополнялся «Юэ цзин» - «Книгой музыки». А вот популярная у мистиков «Книга перемен» и вовсе не была в почете. К ней относились просто как к техническому пособию по гаданию.
Раз уж о «И цзин» заговорили, давайте уж остановимся поподробнее на этой «библии» битников и хиппи второй половины 20 столетия.
Изначально, это был сборник предсказательных формул, имеющих вид комбинаций целых и прерывистых линий. Гуа или гексаграмм.
Шестьдесят четыре фигуры, образованные комбинациями из шести линий, служили заглавиями для 64 отдельных глав книги, в свою очередь, каждая из которых, состояла из 6 параграфов, параграф из 6 строк, записанных в стихах или в прозе. Это такие пословицы, поговорки, намеки.
«Ши цзин» - сборник придворной поэзии на популярные темы, ритуальных гимнов. Еще до ханьской эпохи этот сборник рассматривался как нравственные наставления для правителей, особенно первая часть - «Го фын» - Оды княжеств.
«Шу цзин» - ранее Шан шу, по сути играла роль предыдущих книг, разве что в меньшем объеме. Это отрывки в прозе, но уже в духе официальных документов, касающихся вопросов этики, политики, справедливого правления, церемоний, передачи власти и др. Вероятнее всего, это были преамбулы к основной части официальных документов.
Наиболее значительной частью здесь выступает - «Хун фань» - «Великий план» - философское объяснение императорской власти, его обоснование.
«Чунь цю» - летописи царства Лу, родины самого Конфуция. По сути, это хроника событий и жизнеописания, относящиеся к царству и к окружению.
«Ли цзин» - сегодня известные как И ли. Это подробные описания различных церемоний, начинающихся от стрельбы из луки, заканчивающихся визитами, похоронами и пр. Изучение этих книг сопровождалось ритуальным сопровождением чтеца-суна, который не только зачитывал тексты, но и обучал правильному речитативу.
Все эти книги были написаны или составлены в разное время, но играли огромную роль в китайской культуре.