Найти тему

О книге Михаила Елизарова «Мультики» в рубрике «Студент читающий»

Сегодня в нашей постоянной рубрике мы с сыном-студентом поговорим о книге Михаила Елизарова «Мультики». Она была издана в 2010 году.

— Чем интересен данный роман?

— Это роман о перестройке как явлении — историческом периоде, перестройке общества и личности. Главный герой — школьник Герман Рымбаев, в 1988 году из маленького городка вместе с семьей он переезжает в неназванный город-миллионник, и там переходит в 8 класс.

В основе сюжета хрестоматийная ситуация — подросток из интеллигентной семьи попадает в плохую компанию, которая занимается мелким криминалом. Гопники отнимают у школьников мелочь на обеды и на эти деньги покупают портвейн и ходят в видеосалоны, в соответствии с эстетикой 1980-х.

Потом они придумывают новый способ заработка, и у них появляются более серьезные деньги. В один из заходов на дело гопников ловят стражи порядка, и Герман попадает в детскую комнату милицию. Значительная часть романа — это как раз та ночь, которую он провел в детской комнате милиции.

— Что же там такое происходило, если это можно растянуть на полкниги?

— Герману показывали мультики. Кстати, спасибо, что мне в детстве крутили диафильмы, а то я бы вообще не понял, о чем там идет речь. Вот и Герману на диапроекторе педагог всю ночь крутил долгий советский диафильм 1951 года «К новой жизни» — про перевоспитание трудных подростков. И сам озвучивал. «Мультик» Герману показывают насильно, против его воли, это такая суровая мера воспитания.

-2

Герман почти сразу понял, что мультики в комнате милиции — что-то не то. Детский диафильм буквально с первых минут содержит кровавые сцены насилия и нецензурную лексику. Там сюжет похлеще, чем у Балабанова. А потом в мультиках появляется сам Герман в качестве героя, чего, конечно, в 1951 году нарисовать не могли

Герман теряет сознание в процессе просмотра «мультиков» и приходит в себя больнице, где все вокруг делают вид, что ничего не произошло и ему не нужно возвращаться в детскую комнату милиции. Спустя какое-то время он понимает, что предшествующее происходило в каком-то другом измерении. Тем более что в 1989 году названия «детская комната милиции» уже не было.

— Чем интересна книга?

— Описанием перестроечной атмосферы, которую я не застал и знаю о ней только из рассказов, фильмов и литературы. У Елизарова все выписано очень живо. Мне близки все эти образы дворовых пацанов — думаю, это вечный архетип. Их времяпрепровождение, компании-тусовки — все это забавно читать.

Интересно тем, что это нестандартный взгляд на период перестройки в СССР и перестройку личности. Елизаров не дает оценки.

— Чем отличаются «Мультики» от других книг Елизарова?

— Читал только «Землю» и сборник рассказов (повесть) «Ногти». С отличиями сложно, а вот два сходства сразу могу назвать. Во-первых, схожесть в присутствии ритуального элемента, тут — показ мультиков, в «Земле» — инфернальные практики. Во-вторых, в этих произведениях схожий герой — опишу его словами из песни Елизарова — такой «печальный дылда». То есть какой-то не очень умный и не очень хороший человек, которого постоянно жалко.

-3

— Рекомендовал бы к прочтению?

— Да, книга добротно сделана, она не претендует на глобальные вещи типа объяснения судьбы русского народа. Автор взял конкретную тему и в своем ключе осмыслил. Книга наталкивает на определенные мысли, помогает понять позицию Елизарова — тоску по «утраченному раю».

— Это Советский Союз — утраченный рай?

— Возможно. До «мультиков» жизнь Германа показана очень весело, он кайфует в своей жизни, несмотря на ее убожество. Его правильная жизнь после «мультиков» была гораздо скучнее. Но это можно воспринять и как тоску по бесшабашной молодости.

Елизаров — ровесник своего героя, он также в подростковом возрасте переехал из провинции в город-миллионник. Так что он очень хорошо чувствует своего героя, доносит его ощущения.

Книга помогает понять состояние души определенной категории людей. «Нам было весело, но потом с нами что-то сделали, и теперь мы совсем другие». Недаром он переломным для героя сделал 1989 год, это переломное время и для страны, и для общества тоже. Герман отдаляется от родителей, потому что предков больше интересуют разговоры про Горбачева и Сахарова, чем его отметки и школьные дела. Своего рода портрет поколения.

Кстати, эта эмоция — «у нас была своя жизнь, но потом с нами что-то сделали, и всего лишили» — применима не только к политическим процессам, но и к личностным, все мы проходим через взросление.

Конечно, рекомендую к прочтению.

А вы читали "Мультики" Елизарова? Что скажете?

О другой книге этого же автора мы говорили здесь:

Еще больше разговоров о книгах — в подборке «Студент читающий»