Здравствуйте, дорогие друзья! Приветствую вас на моём канале!
В этой статье я расскажу вам как читать простые нотные тексты на примере нескольких произведений, а в конце вас ждёт полезный совет ;)
Иногда, даже разобравшись в значении всех этих кружочков и палочек, из которых состоит нотная запись (об этом я рассказывала в ч.1):
многие начинающие музыканты сталкиваются с некоторыми трудностями при разучивании новых пьес. Поэтому, прежде чем начать играть, мы с моими учениками делаем устный разбор пьесы, находим непонятные места и выясняем, как они играются.
Итак, приступим ))
Сначала определяем размер такта - 2/4, значит, в одном такте помещается 2 доли, одна доля = четверть. Также на одну долю могут приходиться две короткие восьмые ноты, поэтому считать мы будем "раз" "и", "два" "и", чтобы правильно их сыграть.
В нижнем голосе (или в басу) видим половинную ноту. Она одна занимает весь такт и равняется двум четвертям. Таким образом, бас играется один раз вместе с первой верхней нотой в каждом такте и длится две доли.
Фраза будет состоять из двух тактов, предложение - из 4-х, а весь период (куплет) - из 8-ми. Последние 4 такта - это повтор второго предложения, в конце которого у нас появляются новые обозначения. В предпоследнем такте перед нотами стоят значки похожие на кнопку "решетка" в телефоне, а в последнем - вообще три ноты написаны вместе, а перед ними стоит квадратная скобка. **делаем лицо как на картинке в самом начале, выдыхаем и разбираемся**
"Решетка" - это диез, знак повышения. Он пишется перед нотой и говорит нам о том, что она временно переехала на 1 лад дальше от того, на котором обычно находится, и будет звучать чуть выше. Была на первом ладу, переместилась на второй, с третьего - на четвёртый, открытая струна - на первый и т.п.
Три ноты, написанные друг под другом - это аккорд. Он играется одновременно на трёх струнах тремя пальцами в правой руке. Соответственно, в левой также надо прижать сразу три струны. В данном случае это рекомендуется сделать при помощи баррэ - приёма, при котором 1й палец ложится поперёк грифа на определённом ладу, прижимая к нему сразу несколько струн. В данном случае - 3 нижних струны на 5-м ладу (об этом говорит римская цифра "5" над скобкой). В некоторых случаях вместо баррэ можно прижать струны разными пальцами, но это не всегда удобно. К тому же, чем раньше начать отрабатывать этот приём, тем лучше он будет получаться и тем проще будет применять его в дальнейшем на более сложных аккордах.
По этой пьесе всё, можем переходить к следующей.
Работаем по той же схеме. Определяем размер такта, здесь он = 3/4. Далее смотрим на длительности - четверти и половинные. Распределение нот по долям равномерное, на каждую долю приходится по одной ноте, в некоторых местах есть ноты, которые растягиваются на две доли. Поскольку коротких нот в этой пьесе нет, то считать можно "раз", "два", "три". В басу - одна длинная нота, которая играется на первую долю и звучит целый такт.
Обращаем внимание на то, что в первом такте на первой доле вместо ноты стоит непонятная закорючка, а под ней - "кирпич". Это паузы - знаки молчания. Они говорят нам о том, что мелодия начинается со слабой второй доли, а баса в первом такте нет вообще. Обычно так записываются песни, в которых слова начинаются с безударных слогов. Таким образом первый такт получается неполный, поэтому окончание фразы будет приходится на недостающую в нём первую долю, которая находится в начале пятого такта. Длинна фразы - 4 такта, из которых 3 полных и один - разделённый на две части.
Также видим уже знакомые нам диезы, аккорды и баррэ.
Из нового - широкая тактовая черта с двумя точками в середине второй строчки. Это - реприза, знак повторения. Вторую репризу, написанную как бы в зеркальном отражении к первой, мы видим в третьей строчке. Они как скобки, одна открылась, другая - закрылась, а то, что находится между ними, следует играть два раза. Их придумали в те времена, когда ноты писались от руки и композиторам было лень писать одно и то же несколько раз.
Кроме реприз здесь есть две горизонтальные квадратные скобки с цифрами "1" и "2" - они называются вольты, под каждой из которых находится по 3 такта. Это варианты окончаний четвёртой фразы. Когда играем первый раз, идём в первую вольту - 3 такта под скобкой с цифрой "1". Когда доиграли её и дошли до репризы, возвращаемся на её начало (середина 2ой строчки) и играем заново. Доходим до первого такта 3ей строчки, играем его, затем пропускаем три такта под первой вольтой и перепрыгиваем в такт под скобкой с цифрой "2" - вторую вольту - и играем три такта находящиеся под ней. На этом наша песня заканчивается.
Идём дальше.
Размер такта - 4/4, начинается пьеса со слабой доли, деление на фразы здесь более сложное, чем в предыдущих песнях. Считать будем до четырёх с буквой "и", поскольку в тексте есть восьмые.
Тут есть и куплет, и припев, каждый из которых состоит из двух предложений. Одно предложение занимает одну строчку, в последнем такте которой, кроме баса и мелодии, появляется ещё и третий, средний голос с аккордами, который дополняет звучание длинных нот в крайних голосах. Начинать играть их следует на счёт "два" "и", поскольку на первой доле стоит пауза, во время которой играются ноты в крайних голосах.
В припеве появляется новый элемент нотной записи - горизонтальная скобка, соединяющая две одинаковые ноты. Это лига. Её используют когда нужно продлить звучание первой ноты, не меняя при этом её длительности. К примеру, если нота должна звучать на протяжении нескольких тактов или, как в данном случае, для удобства прочтения нот в другом голосе. Таким образом, из двух нот под лигой мы играем только первую, вторая же является её продолжением и играть её не нужно.
Кстати, про ноты в нижнем голосе. Здесь появляется новый ритмический рисунок, который приходится на вторую долю. Она состоит из двух частей, в первой написана короткая пауза, а во второй - нота, которая играется сразу же после ноты верхнего голоса.
Также мы видим новый знак возле басовой ноты в последнем такте четвёртой строчки. Это бемоль - противоположный диезу знак понижения звучания ноты. Нота с бемолем также меняет своё местоположение, но смещается в другую сторону - с третьего на второй лад, с первого - на открытую струну, а вот нота, обычно играемая на открытой струне вообще перебирается на другую струну, но об этом поговорим в другой статье.
Кроме бемоля в этом же такте в аккорде на четвёртой доле возле верхней ноты стоит ещё один новый знак. Он называется бекар и отменяет действие диеза или бемоля когда те больше не нужны и возвращает ноту на своё прежнее место. В данном случае, бекар написан возле ноты, которая, так сказать, является "тёзкой" ноты с бемолем, хоть и написана в другом месте, а потому действие бемоля распространяется и на неё.
И завершают "парад новинок" три группы нот, объединённые по 4 штуки, в самом последнем такте. Они настолько короткие, что одна такая группа умещается в одну долю. Для удобства их счёта можно добавить слог "та" - "два" "та" "и" "та".
И напоследок ещё одна наша песенка. Не буду углубляться во все детали, а только обозначу ключевые моменты.
Здесь мы видим уже знакомые обозначения. Новым будет только размер такта, который говорит нам, что в одном такте помещается 6 коротких нот, а вот долей в нём будет две - 3 ноты на одну долю и 3 на другую. Фраза состоит из двух тактов, причем, в каждом первом такте сначала играется бас, и только потом начинается мелодия.
Кстати, по этой песне очень удобно учить аккорды, поскольку здесь они представлены практически в том виде, в каком они используются при игре перебором или боем.
Ну и обещанный мною полезный совет:
- если вы начинающий музыкант, то всегда делайте такой разбор ваших новых пьес. Он поможет вам лучше понять строение произведения и определить сложные места, которые нужно будет учить отдельно.
- вначале хлопайте ритм и пойте нотами - так ваша голова будет занята только текстом и длительностями, а если сразу начать играть, то кроме них вам нужно будет думать ещё и о пальцах и струнах. Кроме того, это поможет вам лучше понять и запомнить новую мелодию.
- учите по частям, например, по два такта. Так вы сможете сконцентрироваться на маленьком кусочке текста, запомнить который гораздо проще, чем всю пьесу целиком. В некоторых случаях я рекомендую своим ученикам брать по два аккорда и отрабатывать переход с одного на другой. В начале это можно делать только левой рукой и только потом подключать правую.
- кроме экономии сил, потраченных на запоминание маленькой части произведения, вы получаете уверенное знание текста и умение начать играть его с любого места. Это здорово выручает если вы собьётесь во время выступления - так вам не придётся начинать пьесу заново.
- ну и последний совет. Во время проигрывания произведения обязательно думайте о том, что вы играете, будьте "включены" в процесс. Большинство ошибок случается из-за того, что вы о чем-то задумались и отвлеклись, а руки в это время играют сами по себе.
На этом у меня всё, надеюсь, материал был вам полезен.
Спасибо за просмотр! Всего вам доброго! Успехов с учёбе!