Deluxe 40th Anniversary Edition
Сентябрь 1985 года. Я зашёл в гости к моему студенческому приятелю, купившему после стройотрядовской получки двухкассетник-мыльницу "Шарп-555". Мне хотелось самому оценить это чудо японской бытовой техники. Уже тогда я понимал ущербность блестящего чуда, хотя бы из-за размеров динамиков и АЧХ компакт-кассеты. Поэтому я не питал особых иллюзий насчёт того, что услышу. Пришёл просто поболтать да поглазеть на мягкие кнопочки и неоновые лампочки. Между тем, за приятной беседой под музыку, я сделал одно важное для меня открытие – это британская группа "Ультравокс" с её альбомом "Lament - Стенание" 1984 года.
Сейчас-то понятно, что это слово правильно читается как "Алтравокс", но менять привычку поздно и не очень хочется.
В тот день произошло важное знакомство с Ultravox и это блюдо стало моим неизменным фаворитом в "новом романтизме 80-х".
С тех пор я ярый поклонник Ultravox и приобретение "Вены" – альбома 1980 года стало лишь делом времени. Двухдисковое издание 2006 года, конечно, прорыв, но ещё большей бомбой прогремела для меня новость о выходе данного делюкса в коробке и тучей дисков.
Мне нравятся коллекционные наборы, которые помещают альбомы в их контекст и предлагают ремикс 5.1. Так что я, вероятно, менее объективен, чем обычный меломан.
Ultravox "Vienna" 5CD + DVD Deluxe 40th Anniversary Edition
Deluxe 40th Anniversary Edition
DVD: LPCM 96/24 2.0, DTS 96/24 5.1, Dolby Digital 5.1
1. Astradyne [7:09]
2. New Europeans [4:02]
3. Private Lives [4:13]
4. Passing Strangers [3:54]
5. Sleepwalk [3:18]
6. Mr X [6:30]
7. Western Promise [5:23]
8. Vienna [5:02]
9. All Stood Still [4:27]
B-Sides - Steven Wilson Mix (24/96 5.1 Surround Sound Mix ; DTS 24/96 5.1 Surround Mix ; Dolby AC3 5.1 Surround Mix)
10. Waiting [4:08]
11. Passionate Reply [4:33]
12. Alles klar [5:07]
13. Herr X [6:02] (stereo only)
ВИА
Bass, Synthesizer, Vocals – Chris Cross
Drums, Electronic Percussion, Vocals – Warren Cann
Lead Vocals, Guitar, Synthesizer – Midge Ure
Synthesizer, Piano, Violin, Viola – Billy Currie
Производство
Produced by Conny Plank and Ultravox
Recorded at RAK (London), Mixed at Conny's Studio (near Koln)
Special thanks to Will, Thelma and Suzanne
Vienna Album - Steven Wilson Mix (24/96 5.1 Surround Sound Mix; DTS 24/96 5.1 Surround Mix ; Dolby AC3 5.1 Surround Mix)
Chrysalis Catalogue (CHRB 1296) © 1980 / 2020
Привожу энциклопедическую статью для тех, кто мало знаком с предметом обзора:
Альбом Ultravox 'Vienna' был первоначально выпущен в июле 1980 года, их первый альбом с Миджем Юром на вокале/гитаре. Спродюсированный легендарным немецким продюсером Конни Планком (Neu!, Kraftwerk), альбом содержит 4 сингла в британском топ-40: All Standed Still, Passing Strangers и Sleepwalk, а также заглавный трек 'Vienna', который достиг 2-го места в Великобритании и Топ-10 в семи странах по всему миру.
Этот новый бокс-сет из 6 дисков содержит 66 треков, 44 из которых являются ранее неизданными записями или миксами. Компакт-диски с 1 по 5 содержат оригинальный альбом 1980 года, новый стереомикс Стивена Уилсона, A-sides, B-sides и концертные треки, 2 CD с ранее не издававшимися кассетными репетициями и недавно сведённый концерт в Сент-Олбансе в 1980 году. DVD (только аудио) содержит новый микс объемного звучания 5.1 с альбома / Би-сайдов Стивена Уилсона, а также аудио в высоком разрешении 24/96 с новыми миксами и оригинальными мастер-сайдами 1980 года.
Исполнитель: Ultravox- Vienna (1980, новая волна)
Я не буду слишком много говорить о музыке, так как большинство из вас уже знакомы с этим альбомом. Тем не менее, хочу напомнить о том, что здесь есть несколько жемчужин: фантастический инструментальный футуризм "Astradyne", романтичные "Новые европейцы", "Проходящие незнакомцы" и, конечно же, потрясающий шедевр - заглавный хит об одной европейской столице. Говорят, чтобы его понять, надо посмотреть нуаровый фильм 1949 года "Третий человек". Любопытство гложет, но я ещё не решился на это испытание... авось, однажды.
В это издание, посвящённое 40-летию альбома, вошли также и несколько би-сайдов, таких как "Alles Klar", "Waiting", превосходный "Herr X" - немецкоязычная версия "Mr X", произнесенная (рассказанная?) автором - барабанщиком Уорреном Канном.
Это одна из моих любимых пластинок и с каждым прослушиванием становится всё лучше. Если вы новичок в Ultravox, начните здесь и будьте готовы к тому что танцев не будет, а будет медленное погружение в мрачную готику посредством выразительных средств и эстетики новой волны и романтизма 80-х. Этот альбом должен быть в любой коллекции, если вам не безразлично то самое десятилетие.
Большую часть моей статьи я, лучше, посвящу обзору пятиканального ремикса Стивеном Уилсоном.
1. Баланс. Нет, хотя на протяжении первого трека подобие баланса соблюдается.
2. Статика. Почему-то Уилсон выбрал стратегию, по которой не месит уже очень давно: в миксе доминирует чрезвычайно загруженный центр. В нём и вокал, и басовые с ведущим ритм барабаном. Голос кажется изолированным, и перкуссии тоже звучат суховато. Все остальные - это как-бы лёгкий гарнир вокруг главного и самого громкого ингредиента, скажем, жирного окорока на этой тарелке. В тылах звучат синтезаторы, клавишные, секвенсоры, бэк-вокалы, гитарные риффы, скрипки. Левому фронту тоже досталось по ритм-гитаре. Ладно, они весьма дискретны, но сравнительно тише того, что фокусируется в центре.
3. Динамика. Летающих тарелок тут много, их траектории весьма разнообразны, от длинных до коротких. Вас порадуют треки 2, 5, 7, 1, 6, 12. Не будет преувеличением сказать: динамические эффекты "спасли" ремикс, впечатление от него в общем и в тех частных случаях, когда затруднительно поставить адекватную оценку, как это произошло с треком 7 (то ли 8, то ли 9 баллов).
Вывод.
Формально результат можно назвать приличным: кроме указанного чуть выше случая с треком 7, все остальные достойны 9 баллов, даже ремиксы в бонусных синглах. Суммарные 9, между тем, не умаляют достоинств, а как бы говорят нам, что чего-то постоянно не хватает до высшей оценки.
Что не так?
Перед тем, как озвучить моё предположение, я бы хотел остудить пыл забредших на мой огонёк стерео-фонистов. Даже и не мечтайте о победе 2.0 в отдельно взятом тут случае. Девять баллов против двух тому доказательство.
Итак, почему.
Музыка Ultravox в любом случае довольно плотная и в то же время широко звучащая, но на раскрытие звука, чтобы охватить всю комнату, этот ремикс не сработал. Большую часть времени ритм-секция с ведущим вокалом звучат слишком громко и подавляют своё окружение, делая их хлипкими и робкими. В итоге всем мало и плотности, и широты.
Резюме.
Срез музыкального пласта из музыкального наследия 1980 года действительно впечатляет. DVD содержит новый микс 5.1 в формате DTS от гуру объёмного звучания Стивена Уилсона. Однако было бы лучше включить в набор Blu-ray диск, чтобы обеспечить звук в формате Full HD не только для меломанов, но аудиофилов тоже.
Не очень приятно видеть размытые изображения на экране при воспроизведении. Это было произведено в 2020 году, и не годится использовать старую технологию, имея в наличии гораздо лучшую.
Самое страшное главное таится чуть глубже.
Что-то неладное со звуком я заподозрил, когда приступил к DTS 5.1. На этой дорожке совершенно мало присущих для 96/24 низких частот и солидности звучания. Сравнение с LPCM 96/24 2.0 выявило проблему, о которой я должен предупредить коллекционеров объёмного звука.
Похоже на то, что заявленные 96 кГц /24 бита для DTS раздутые и на самом деле являются 48 кГц/16 бит. Не потому ли "хайрезная" дорожка звучит, как обычный компакт-диск?
Если говорить о качестве пятиканального звука, то оно как-бы становится ещё одним поводом подождать очередного переиздания с более лучшими характеристиками, так как нахожу ремикс Стивена Уилсона сделанным не в полную силу его возможностей. Он так хорошо разбирается в многоканальности и так фантастически микширует альбомы, что меня раздражает, когда другие звукорежиссёры часто портят альбомы "сдержанными" фронтальными миксами.
У меня есть много-много объёмных ремиксов Стивена Уилсона как от прогрессивных (King Crimson, Yes, Rush, Jethro Tull), так и не очень групп (XTC, Simple Minds, Tears For Fears), и я должен сказать, что это тот раз я менее чем в восторге от его работы. Инструментовка в миксах звучит великолепно, но дисбаланс, а также тяжёлая бочка и ведущий вокал настолько "впереди" в миксе, что действительно отвлекает от прослушивания. Этот альбом - мой давний фаворит, и я действительно с нетерпением ждал его обработки, но должен сказать, что я разочарован на один недостающий абсолюту балл. Простите, я уже предупреждал, что мне трудно оставаться объективным.
Другим замечанием является использование DVD вместо Blu ray. Отсутствие концертных нарезок, визуальной программы, видеоклипов просто удручает. Где великолепные выступления на Top of the Pops и т.п., я их спрашиваю. Прежде всего, необходимо было поместить определяющее жанр видео на заглавную песню. Как без этого шедевра?Только для лирического героя в песне "это ничего не значит", а для нас очень даже значит.
Кроме того, не помешал бы документальный фильм с упоминанием альбома Visage (хит: "Fade To Grey"), выпущенного незадолго до этого. В конце концов, в нём участвовали 2 участника Ultravox, и нельзя отрицать определённого сходства.
В итоге за немалую цену, которой оценивают бокс-сет, можно много чего ещё предложить и положить, как в ту баночку с мёдом для Винни-Пуха. Авось дождёмся нового юбилея.
p.s.: А тем временем я слушаю богатое наследие этой группы. После многочисленных реорганизаций оно пополняется сольными и коллаборационными альбомами её участников. Альбом одного из них - клавишника Билли Карри (Billy Currie), я уже разобрал на 5.1 (ссылка находится чуть ниже). Также нахожу интересным творчество вокалиста Миджа Юра (Midge Ure), к работам которого я обязательно вернусь. Следите за обновлениями, советуйте, обсуждайте.
Другие многоканальные альбомы в схожих жанрах:
Fischerspooner "#1" DD 5.1: Электроклэш!
Tears For Fears "Songs From The Big Chair" Blu-ray 5.1: Преодоление боли
Goldfrapp "Supernature" SACD 5.1: шарм 80-х во всей красе
Gary Numan "Anthology" MLP 5.1: Берсеркер новой волны
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 29 серия: Gary Numan "Intruder" (2021)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 43 серия: Giorgio "E = MC²" (1978)
Simple Minds "New Gold Dream (81-82-83-84)" DVD-Audio, DualDisc, Blu-ray 5.1: Мечты сбываются
Depeche Mode "Construction Time Again" SACD/DVD 5.1: Время вперёд!
Σ = 9
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 14 серия: Laid Back "…Keep Smiling" (1983)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 22 серия: Eurythmics "1984 (For The Love Of Big Brother)" (1984)
Depeche Mode"Ultra" SACD, DVD5.1: И тогда их осталось трое...
Marillion "Clutching At Straws" Blu-ray 5.1: Белый русский
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!