Есть у Николая Гоголя такая мысль: Пошлость может быть страшнее явных отталкивающих грехов. "Мёртвые души" это ведь не только про крепостных крестьян, которые по документам живы, и ушлые люди вроде Павла Ивановича Чичикова пытаются использовать эту "рыночную возможность". Это про заживо умершие души человеческие. Про смешных в своём кричащем убожестве людей - всех этих Плюшкиных, Собакевичей, Коробочек. Как говорил Николай Васильевич: Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого. У писателя Владимира Набокова есть эссе на эту тему. Вот что он пишет о рекламе: Глубочайшая пошлость, источаемая рекламой, не в том, что она придает блеск полезной вещи, но в самом предположении, что человеческое счастье можно купить и что покупка эта в какой-то мере возвеличивает покупателя. И ещё: Пошлость — это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность... Все подлинное, честное